Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Развитие речи в норме
- Причины для беспокойства
- Когда нужен логопед
- Ваш малыш молчит
- Как сформировать речь
- Ваш ребенок левша
- А по русскому опять двойка.. Поговорим о дисграфии
- Немного о заикании
- У ребенка ДЦП
- Где можно проконсультировать ребенка
- Логопедический садик
- Упражнения для развития детей
- Артикуляционная гимнастика
- Готовность к школе
- Проверьте ребенка (обследование)
- Как найти логопеда
- Мелкая моторика
- Домашние задания
- Причины нарушений речи
- Не хочу в школу! Школьная дезадаптация
- Логопед-коллегам
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменялись школа и учительница), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная активность и непоседливость), ситуаций (конфликт в семье, неприязненные отношения с учителями и одноклассниками) и т. д. Все это можно объединить в три группы факторов: психологические, педагогические и патологические.
Психологические факторы.
У первоклассника еще не настолько развита саморегуляция, чтобы он мог целенаправленно осуществлять учебную деятельность в течение нескольких часов подряд. Традиционное обучение - в основном, методами сообщения и показа - требует от ребенка таких учебных действий, которые внешне выглядят как пассивные: слушание, чтение, наблюдение. Однако на самом деле для успешного усвоения учебного материала эта внешняя пассивность должна сопровождаться высокой внутренней активностью, мобилизацией всех ресурсов внимания, памяти и мышления.
- Недостаточность этих ресурсов - первая психологическая причина неуспеваемости.
- Вторая - несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть использовать свои ресурсы: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание), целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний.
- Третий психологический фактор неуспеваемости - недостаточность или нарушения мотивации. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется. Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы - это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые называют внешними мотивами. Это наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о будущих благах и пользе и т.д.
- Еще одной причиной неуспеваемости является «педагогическая запущенность», которая представляет собой социальную незрелость личности ребенка, вызванную недостатком социализирующих воздействий со стороны окружающих взрослых; чаще всего это просто безнадзорность. В такой ситуации у ребенка могут возникнуть специфические особенности личности (отсутствие учебных мотивов, интеллектуальная пассивность, неаккуратность), которые затрудняют его обучение.
Педагогические факторы.
Педагогические факторы представляют для ребенка объективную реальность, которую он должен принять и научиться жить в ней. Сюда относятся все характеристики школьной среды: количество и состав учеников в классе, первая или вторая смена обучения, квалификация и стиль общения педагога, программа, по которой ведется обучение и т.д.
Патологические факторы.
В эту группу входят различные отклонения в психическом развитии детей. К ним прежде всего относятся часто встречающиеся задержки психического развития разного происхождения и «очаговые» (локальные) поражения центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
В зависимости от того, какое нарушение является основным и наиболее серьезно сказывается на поведении и адаптации ребенка, все отклонения в психическом развитии условно можно объединить в три группы:
- нарушения в познавательной сфере;
- нарушения в развитии личности;
- нарушения в сфере межличностных отношений.
На практике все названные нарушения в той или иной степени могут присутствовать у одного и того же ребенка. Углубленная диагностика помогает определить главную причину нарушений социально-психологической адаптации, чтобы сделать максимально эффективной психолого-педагогическую коррекцию.
Выраженность нарушений в познавательной сфере у младших школьников имеет широкий диапазон: от диагноза умственной отсталости до небольших отклонений в работе тех органов чувств, через которые в мозг поступает основной поток информации: зрения и слуха (тугоухость и близорукость затрудняют поступление информации, а вместе с тем и всю познавательную деятельность). Между этими крайними по тяжести нарушениями познавательной деятельности находится группа нарушений, связанных с задержкой психического развития. Главной отличительной особенностью входящих в эту группу детей является то, что интеллектуальное и эмоциональное развитие этих детей не соответствует их календарному возрасту. Это может выражаться в следующих индивидуальных особенностях:
- недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире, которые накапливаются у нормально развивающегося ребенка к определенному возрасту;
- несформированность некоторых представлений, необходимых для усвоения школьной программы (право-лево, понятия о цвете, количестве, форме, протяженности предметов и т.п.);
- отсутствие навыков умственной деятельности: умения сосредоточиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;
- преобладание игровых интересов и слабость учебной мотивации.
Главное и принципиальное отличие детей с задержкой психического развития от олигофренов заключается в том, что при олигофрении имеется необратимое поражение головного мозга, а при ЗПР - только временное замедление темпа развития, которое при специальных условиях поддается коррекции.
Различные трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников. Особенно трудный период - начало обучения. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, новые требования и т.д. Высокое напряжение которое испытывает организм школьника определяется тем, что психологические нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с необходимостью сохранять определенную позу при работе в классе.
Врачами и психологами рассматривается такое понятие, как школьная дезадаптация, под которым понимают несоответствие личности школьника условиям обучения.
Основные проблемы, возникающие в этой связи можно разделить на три основные группы: -низкая успеваемость в результате трудностей при обработке учебной информации
-негативное отношение к школе (боязнь школы и стойкое отвращение к школе
-плохое поведение в классе.
Причинами этого состояния может являться патология головного мозга, неправильные типы семейного воспитания, неадекватный стиль поведения учителя в классе, чрезмерная перегруженность школьной программы, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей; нерациональная организация учебного процесса. Одной из наиболее частых заболеваний приводящим к возникновению школьных трудностей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с этим синдромом отличаются чрезмерной отвлекаемостью, невнимательностью, гиперактивностью.
Храрактерными проявлениями школьной дезадаптации можно считать появление неудовлетворительных оценок, длительное время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий. Постепенно дети утрачивают интерес к учёбе, возникает страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (экзамены, зачёты). Кроме этого часто возникают тики, головные боли, страхи, нарушения сна.
Что же делать родителям таких детей?
Прежде всего, родители должны обратиться к врачу, и пройти обследование, ведь часто школьные трудности являются проявлением нервно-психических заболеваний. Лучше обратиться в специализированный центр, где с Вами поговорят невролог, психотерапевт и психолог. Основная задача врача, решить на основе проведенных исследований, что требуется, для того чтобы помочь вашему ребенку. Дополнительную информацию о состоянии головного мозга может дать электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Если выявляется патология, то лучше пройти комплексное лечение включающее, как медикаментозную терапию, так и психотерапию. А в тех случаях, когда патологии нервной системы нет, то можно ограничиться психологической коррекцией.
Родители должны понять, что у их чада сейчас трудный период, принять позитивную модель отношения к нему, поддержать его ("ты молодец, у тебя все получится"). Нельзя сравнивать ребенка с "успешными" сверстниками - "У Пети только пятерки, а у тебя сплошные тройки". Родители должны, на какое то время, забыть о формальных школьных оценках, а сосредоточиться на поведении ребенка в школе и дома.
В некоторых случаях используются различные препараты, улучшающие работу мозга, но иногда можно обойтись и без таблеток. Так, существует метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно "обучить" правильно функционировать. В игровой форме с помощью компьютерной техники, ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути улучшения работы мозга.
Но самое главное что должны делать родители это не ругать а помогать!
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К педагогической коррекции относят все формы дополнительных специальных занятий, репетиторство. Содержание педагогической коррекции - это возврат к неусвоенным разделам программы, без которых ученик не может успешно двигаться дальше, то есть повторное изучение плохо понятого учебного материала. Педагог-репетитор помогает ребенку всеми имеющимися в его распоряжении педагогическими приемами сделать непонятное понятным и прочно запомнившимся.
Педагогическая коррекция - это дополнительные занятия, проводимые педагогом для усвоения требуемых программой знаний, умений, навыков, которые ребенок не может усвоить самостоятельно, когда большинство детей с этим справляются.
Обычные приемы, используемые в педагогической коррекции - это объяснение, многократное повторение, упражнение, одобрение и порицание. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы ребенок восстановил свою "учебную компетентность" и смог затем учиться самостоятельно. Однако иногда причиной неуспеваемости могут быть нарушения в развитии интеллектуальной или личностной сферы, и тогда необходима еще и психологическая коррекция.
Психологическая коррекция при неуспеваемости предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательнвх способностей вообще, а не усвоение отдельной дисциплины.
У неуспевающих школьников имеются два отличия от успевающих. Первое - различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в том, что "успевающие" проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы пояснить для себя то, что непонятно. "Неуспевающие", поставленные перед необходимостью решения какой-либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит в голову. При этом для них более важным является не прояснение для себя какой-то информации, а оценка их ответа взрослым, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: "Так?" "Я правильно сказал?" Однако если детей специально побуждают задавать вопросы о том, что им непонятно, то они "научаются спрашиванию" и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно.
Таким образом, одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательонй активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.
- Первое из обязательных условий для развития познавательной активности детей - именно эмоциональное подкрепление. Когда ребенок проявляет интерес к чему-либо, следует помочь ему этот интерес реализовать. Для этого лучше "присоединиться" к его интересу и исследовать вместе с ним факт или явление, которые привлекли его внимание.
- В ходе такого совместного исследования может быть реализовано второе условие для развития познавательной активности - обучение различным стратегиям умственных действий, иными словами, как думать; как задавать вопросы - другим или себе, чтобы что-то лучше понять; а также избавление от страха сделать ошибку, потому что ошибка - это тоже шаг на пути к познанию. И это не обязательно делать на материале школьной программы - можно использовать любые сферы окружающей жизни. В случае если у ребенка уже сложилось стойкое негативное отношение и к школе, и к процессу обучения, то на первых этапах психологической коррекции, может быть, лучше вообще исключить учебный материал из занятий по развитию познавательных способностей.
Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. Эта потребность у ребенка может снижаться. Причиной является насильственное ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности ребенка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются часто только с точки зрения взрослого, не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского суждения.
Бывает, что человек боится осознать свою ошибку, старается защититься от этого осознания, уходят от решения проблем, что ведет к интеллектуальной пассивности.
Поэтому при восстановлении желания учиться путь психологической коррекции - поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий, создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата.
- Третье условие для развития познавательной активности - укрепление положительной самооценки ребенка. Иногда уже у дошкольников складывается негативное представление о своих способностях. Они, оказавшись перед необходимостью проявить познавательную активность, реагируют высказываниями типа "Я не могу", "Я глупый", "Я не знаю, как это сделать".
Представление ребенка о самом себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому и при педагогической, и при психологической коррекциях важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими - чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей. Реакция взрослого на ошибки детей с негативной самооценкой должна иметь форму помощи, а не порицания.
Другое существенное отличие в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников - это различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции также начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".