Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Развитие речи в норме
- Причины для беспокойства
- Когда нужен логопед
- Ваш малыш молчит
- Как сформировать речь
- Ваш ребенок левша
- А по русскому опять двойка.. Поговорим о дисграфии
- Немного о заикании
- У ребенка ДЦП
- Где можно проконсультировать ребенка
- Логопедический садик
- Упражнения для развития детей
- Артикуляционная гимнастика
- Готовность к школе
- Проверьте ребенка (обследование)
- Как найти логопеда
- Мелкая моторика
- Домашние задания
- Причины нарушений речи
- Не хочу в школу! Школьная дезадаптация
- Логопед-коллегам
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
ДЦП (детский церебральный паралич) встречается, в среднем, 1,7-2,5 на1000 новорожденных. 70% из них получают инвалидность. ДЦП- группа синдромов, которые являются следствием повреждения мозга, возникающих во внутриутробный период или период ранней новорожденности. Характеризуется особым нарушением моторного развития, которое обусловлено аномальным распределением мышечного тонуса и нарушениями координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями речи, задержками психомоторного развития, соматическими расстройствами.
Возможные причины ДЦП: инфекционные токсические заболевания, эндокринные нарушения, патологии пуповины и плаценты, аномалии родовой деятельности, акушерские мероприятия, асфиксии новорожденных ,внутримозговые кровоизлияния.
Ведущее проявления ДЦП - нарушения двигательных функций, расстройства координации, неспособность сохранять нормальную позу и производить целенаправленные движения. Характерно, что формирование патологической двигательной активности происходит постепенно, по мере усложнения моторики человека, что затрудняет диагностику в первые 2-3 месяца жизни.
Формы ДЦП
- Спастическая диплегия: (болезнь Литтля) -составляет примерно 60% отобщего числа. Страдают все четыре конечности, но преимущественно ноги. Характеризуется высоким тонусом, повышением рефлексов. Дети начинают более поздно сидеть. Могут сопутствовать незначительные психические расстройства и нарушения речи.
- Спастическая гемиплегия: 18% случаев. Характерна поражением четырех конечностей, но преимущественно с одной стороны (рука-нога). Нарушения интеллекта и психики при этой форме редки.
- Двойная гемиплегия: страдают преимущественно руки. Характерны псевдобульбарные расстройства с нарушениями глотания и речи. Довольно часто сопутствуют другие аномалии развития. Диагноз в этом случае ставится достаточно рано.
- Атонически-атаксический синдром: характеризуется снижением тонуса, нарушенной координацией, возможен атетоз в конечностях.
- Гиперкинетическая форма: характеризуется изменчивым тонусом, неловкостью движений, излишними и насильственными движениями, расстройствами речи.
Особенности речевого развития детей с ДЦП
Особенности крика новорожденного может выступать как диагностический критерий.
У детей с ДЦП крик в первую неделю жизни может отсутствовать или имеет болезненный характер (чрезмерно пронзительный, очень тихий, в виде отдельных всхлипываний или вскриков, которые ребенок производит на вдохе). Болезненным признаком крика может также выступать гнусавый оттенок голоса. При выраженных патологических тонических реакциях крик не приобретает интонационную выразительность и имеет ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым.
В дальнейшем могут отмечаться нарушения голосовых реакций на этапе развития гуления. При тяжелой степени поражения гуление не появляется вообще. При более легких звуки появляются в более поздние сроки, как правило, отличаются однообразием, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются хаотичными движениями конечностей.
В период лепета при тяжелых формах ДЦП лепет может отсутствовать или отличаться рудиментарностью. Издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительные. Их произнесение часто сопровождается общим ростом мышечного тонуса и гиперкинезами. Звуковая активность снижена. Ребенокне пытается с помощью звуков контактировать с окружающими.
У детей с ДЦП наблюдаются ограничения предметно-практической деятельности, в связи с этим, первые слова, чаще всего, возникают механически, эхолалично, без определенного ассоциативного базиса. Накопление словаря идет сравнительно медленно.
В дальнейшем речь ребенка с ДЦП характеризуется бедностью пассивного и особенно активного словаря, недиффиренцированностью употребления слов. Особенно трудно усваиваются слова, обозначающие действия (часто заменяются существительными). Возникают затруднения в построении предложений, согласовании подлежащего и сказуемого. Особую трудность представляет усвоение звуковой стороны языка (многие звуки пропускаются, искажаются, смешиваются как по способу, так и по месту образования).
В структуре ДЦП речевые нарушения занимают значительное место(в 70-80% случаев). Особенности нарушений и степени их выраженности зависит от локализации и тяжести поражения головного мозга.
Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеют двигательные расстройства.
Основные формы речевых нарушений при ДЦП:
- дизартрия;
- алалия;
- заикание;
- нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%.
Наиболее частым расстройством является дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата).
Сложной для диагностики и коррекции является алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (доречевой период)). При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.
Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патологический процесс и верхних конечностей. Общая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и составляет около5%.
При ДЦП взаимосвязь двигательных и речевых расстройств проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают:
- фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии;
- специфические особенности усвоения лексической системы языка;
- нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;
- нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами;
- все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.
Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях. В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития.
Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает:
- развитие и коррекцию слухового восприятия;
- развитие и коррекцию зрительного восприятия;
- развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.
Эффективность работы с детьми самого раннего возраста во многом зависит от того, насколько учитель-логопед сумеет правильно организовать не только специальные индивидуальные занятия, но и воспитание, и развитие доречевой и речевой активности во все режимные моменты. Ранняя логопедическая работа должна быть составной частью общей комплексной работы с детьми с церебральными параличами.
Список рекомендуемой литературы
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М., 1989.
- Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.
- Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.
- Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л., 1986.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. Л., 1977.
- Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.
- Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М., 2001.
- Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие. М., 2003.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособие для родителей и воспитателей. М., 1980.
- Кещан Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральным параличом // Вопросы логопедии. М., 1978.
- Козявкин Н.В. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология. 2002. № 5.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.
- Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия.
- Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 1.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
- Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология, 1972. № 2.
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1997.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.
- Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М., 1979.
- Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. М., 1985.
- Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. 1989. № 2.
- Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.. 2003.
- Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., 1976.
- Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
- Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 2.
- Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 3.
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб., 2004.
- Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1995. № 5.
- Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.
- Трубникова Н.М. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом и умственной отсталостью // Логопед. 2005 № 1.
- Халилова Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом // Дефектология. 1984. № 5.
- Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 20.