Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
Стимуляция на 1 году жизни.
I раздел. Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительная стимуляция.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействия со стороны взрослого |
---|---|
Хмурится и беспокоится при ярком свете. Сужение зрачка на яркий свет. | Играть с фонариком, свечой, лампой. Стекло фонарика можно закрыть цветным целлофаном. |
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (фиксация взгляда, реакция зрительного сосредоточения) в положении лежа на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого. | Поместить яркий предмет в поле зрения ребенка, поймать его взгляд. Если ребенок потеряет предмет из поля зрения, помочь ему снова зафиксировать взгляд. |
Смотрит на источник света. | Играть с фонариком, свечой, лампой (учить включать и выключать кнопкой лампу). |
Следит взглядом за игрушкой, движущейся по горизонтали, вертикали, по кругу. | Поместить яркий предмет в поле зрения ребенка. Когда ребенок зафиксирует взгляд, плавно перемещать предмет. Подбрасывать вверх яркий воздушный шар. Катать перед ребенком игрушку. |
Удивляется всему, что видит. | Показывать фокусы с изменением объекта, размера, цвета; с исчезновением объекта. Надевать себе на шею яркие бусы, платки, шарфы, елочный дождик. |
Следит взглядом за игрушкой, поворачивая голову. | Поворачивать голову ребенка в сторону движения предмета. Использовать звучащие игрушки. |
Смотрит на рот взрослого при общении. | Говорить у лица ребенка. Приблизить свою голову к лицу ребенка; отклониться и снова приблизить со словами: «Привет! Ку-ку!» Произносить имя ребенка с различной модуляцией. Говорить с улыбкой, часто менять выражение лица. Накрасить губы. Использовать жест «воздушный поцелуй». |
Смотрит в мамины глаза во время кормления. | Ловить взгляд ребенка. Звать ребенка по имени, привлекать его внимание звуками, улыбаться. |
Ловит взгляд взрослого. | Смотреться с ребенком в зеркало, пытаться поймать в зеркале взгляд ребенка. |
Следит за тем, что происходит справа и слева от него. | Класть ребенка на разную высоту. Менять положение ребенка в кроватке, перемещать его по комнате для равномерного развития полей зрения. |
Смотрит на игрушку, которую держит в руке. | Использовать яркие игрушки. Поднести руку с игрушкой к лицу ребенка и постепенно удалять ее. Потрясти руку с игрушкой, привлекая внимание ребенка. |
Узнает человека при повторной встрече. | Побуждать рассматривать лицо взрослого. |
Поднимает и рассматривает свои ноги. | Поднимать ножки ребенка к его лицу. Побуждать брать ножку в ротик. |
Обращает внимание на мелкие предметы. | Класть ребенка на простыню с узором. Давать рассматривать мелкие предметы, лучше съедобные (изюм, крошки) или бусины, нанизанные на нить, помещая их на контрастную поверхность. |
Во время прогулки рассматривает окружение на улице. | Показывать и называть объекты на прогулке. Часто носить ребенка на руках, чтобы удовлетворять его ориентировочный рефлекс. |
На вопрос «Где…?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте. | Спрашивать про предметы, актуальные для ребенка – любимые игрушки; предметы, используемые во время приема пищи. Часто путешествовать с ребенком по дому, называя, показывая и рассматривая с ним предметы. Давать ребенку трогать предметы. |
Следит взглядом за игрушкой, брошенной на пол; за игрушкой, внезапно исчезнувшей из поля зрения. Сам бросает игрушки, чтобы посмотреть, куда они упадут. | Бросать игрушку сидящему в кроватке ребенку. Держать ребенка на руках, показать ему игрушку и внезапно выронить ее. Давать для бросания звучащие игрушки. Комментировать падение игрушек: «Ба-ах!», «Бум!» |
Узнает приготовления к прогулке, купанию, кормлению. | Комментировать (называть предметы, действия, выражать эмоции) любые манипуляции и процедуры с ребенком, используя каждый раз примерно одни и те же слова. |
На вопрос «Где…?» находит взглядом предметы независимо от их постоянного местоположения. | Спрашивать про предметы, актуальные для ребенка – любимые игрушки; предметы, используемые во время приема пищи. Часто путешествовать с ребенком по дому, называя, показывая и рассматривая с ним предметы. Давать ребенку трогать предметы. Положить предмет рядом с ребенком. |
Узнает себя и близких людей на фотографии. | Побуждать рассматривать лицо взрослого. Показывать ребенку людей на фотографии, называя их. |
Смотрит в окно. | Показывать ребенку людей и предметы в окне. Проводить «минутки общения» на подоконнике – рассказывать, читать стихи, потешки, играть. |
II раздел. Развитие слуховых ориентировочных реакций, слуховая стимуляция.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействия со стороны взрослого |
---|---|
Вздрагивает и моргает при резком звуке. Успокаивается при резком звуке (погремушки) через 5-10 секунд (реакция слухового сосредоточения). Прислушивается к голосу, звуку игрушки (при этом замирает) в течение 10-15 секунд. | Часто разговаривать с ребенком, петь, меняя тональность и высоту голоса. Давать послушать различные звуки, изменяя расстояние до уха ребенка. Источник звука не должен касаться ребенка и не должен вызывать вибрацию кроватки. При беспокойстве ребенка постепенно увеличивать интервал между словесным и физическим утешением. |
Поворачивает голову в сторону источника звука. | Давать послушать различные звуки, меняя расположение источника звука. Поворачивать голову ребенка в различные стороны на звук. Повернуть голову ребенка в противоположную от взрослого сторону и позвать ребенка. |
Различает строгую и ласковую интонации, реагирует на них по-разному. | Утрировать интонацию при общении с ребенком. Интонации должно соответствовать выражение лица (строгое, ласковое, улыбчивое). |
Узнает по голосу знакомых взрослых. | Перед взятием на руки ласково позвать ребенка по имени и протянуть к нему руки. |
С удовольствием слушает музыку. | Подпевать музыке. |
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. | Брать ребенка на руки и двигаться с ним в такт под музыку – спокойную и быструю. |
Прислушивается к тихим звукам. | Давать слушать тихие звуки сначала на близком расстоянии. |
Слушает тиканье часов. | Подносить часы сначала к своему уху, затем к уху ребенка. Комментировать: «Тик-тик», «Тик-так» во время слушания. |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. | Когда один из взрослых начинает говорить, он трясет возле своего лица звучащей игрушкой или протягивает к ребенку руки и зовет его. |
Обращает внимание на звучащие в отдалении звуки. | Объяснять ребенку, кто издает звук. Использовать указательный жест. |
III раздел. Развитие тактильной чувствительности, тактильная стимуляция.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействия со стороны взрослого |
---|---|
Различение свойств и качеств предметов. |
Часто прижимать ребенка к себе (контакт кожи с кожей). Гладить тело ребенка тканью различной фактуры. Выкладывать ребенка на различные поверхности. Делать воздушные ванны во время переодеваний и других манипуляций. Побуждать к исследованию предметов ртом. Использовать тактильные игрушки – мешочки и мячики из ткани различной фактуры и с разными наполнителями; игрушки мягкие, гладкие, шершавые, пушистые, теплые и холодные, потяжелее и полегче. |
IV раздел. Развитие крупной и мелкой моторики.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействиясо стороны взрослого |
---|---|
Удерживает голову в положении лежа на животе, в положении на руках взрослого. |
Выкладывать ребенка в течение дня на живот не менее 5 раз по 15 минут. Приподнимать лежащего ребенка не спеша, чтобы удерживал голову – ладони взрослого под мышками, большие пальцы на грудке, остальные на спинке. Подтягивать за руки из положения лежа на спине, переводя в сидячее положение. Один взрослый держит ребенка на руках, другой показывает ему через плечо зеркало, яркую картинку; привлекает внимание звучащей игрушкой. Носить ребенка на руках, выше своих плеч, чтобы он удерживал голову. |
Трясет вложенной в руку погремушкой. |
Трясти ручкой ребенка. Использовать погремушки с различным звучанием. |
Толкает ручками висящие над ним игрушки. |
Ударять ручками ребенка по игрушке. Дотронуться до руки ребенка игрушкой и отодвинуть ее. Привлекать внимание ребенка звучанием и движением игрушек. Привязать к запястью ребенка воздушный шар, надутый гелием. Когда ребенок лежа на спине хаотично сучит ручками, опустить игрушки пониже, чтобы ребенок задевал их. |
Дотягивается и хватает предмет, расположенный перед ним на расстоянии 15-20 см. Берет игрушку из рук взрослого (движение рук в сторону объекта). |
Подвесить к потолку игрушку на резинке. Поместить любимую игрушку в поле зрения ребенка и помочь протянуть к ней руку. Прикрепить на расстоянии 15-20 смот ребенка игрушку на присоске. Приблизить предмет к руке ребенка и постепенно отодвигать его. |
Хватает предмет, расположенный перед ним на расстоянии 7-8 см. |
Держать или подвесить яркий предмет, привлечь внимание ребенка звуком предмета. Держать игрушку стороной, удобной для захвата. |
Ощупывает и захватывает игрушки всей ладонью – использует ладонный захват. |
Прикасаться игрушкой к кончикам пальцев ребенка, тыльной стороне его кисти или центру ладони. Вложить в ладонь игрушку и сжать своей рукой кулачок ребенка. |
Дотягивается до предмета, который предпочитает другим. |
Ограничить выбор 2-3 игрушками. Держать перед ребенком игрушки, но не давать их. |
Берет предметы в рот, исследует их ртом. |
Привязать предмет к руке ребенка. Намазать предмет чем-либо вкусным. Демонстрировать ребенку поднесение кусочка пищи ко рту. Вкладывать кусочек пищи ребенку в руку. |
Лежа на животе, опирается на прямые руки, удерживая голову и приподнимая грудь. |
Привлечь внимание ребенка к игрушке и поднять ее постепенно вверх. Положить ребенка на валик или подушку. Ставить перед ребенком зеркало. Опускать ребенка на вытянутые вперед руки, чтобы они первыми коснулись поверхности. |
Лежа на животе, опирается на одну руку, удерживая голову и приподнимая грудь. | Показывать ребенку игрушку с одной стороны. |
Лежа и в вертикальном положении отталкивается ногами («брыкается»). |
Побуждать ребенка «брыкаться» в воде. Встать над ребенком, чтобы он толкал взрослого ногами в живот. Держать большой мяч у ножек ребенка, стимулируя его к отталкиванию. Приставлять свои ладони к стопам ребенка, сгибать его ножки, стимулируя разгибание. Выполнять упражнение «Велосипед». |
Переворачивается с живота на бок, поддерживая это положение. |
Перекатить ребенка с живота на бок и держать его в этом положении, развлекая. Побуждать ребенка перекатиться за любимой игрушкой. |
Переворачивается с живота на спину. |
Дать ребенку в руку предмет и тянуть его вправо или влево, побуждая перевернуться в эту сторону. Медленно проносить предмет над головой ребенка, побуждая его перевернуться. Сесть сбоку от ребенка, протянуть к нему руки и разговаривать с ним. Положить ребенка на спину и повесить над ним мобиль, затем перевернуть ребенка на живот. Тянуть ребенка за рубашку в одну сторону, побуждая его перевернуться. |
Во время кормления придерживает руками бутылочку. |
Класть во время руки ребенка на бутылочку, придерживая их сверху своими руками. В начале кормления, когда ребенок голоден, осторожно попытаться отнять бутылочку – ребенок придержит ее руками. |
Лежа на животе, подползает вперед на одну длину тела. |
Положить ребенка на пол с вытянутыми вперед руками, перед ребенком положить игрушку. Медленно тянуть ребенка вперед, держа за подмышки. Покачивать ребенка, инициируя движение назад. |
Переворачивается со спины на бок. |
Помогать перевернуться, взяв ребенка за плечо. Помогать перевернуться, положив за спину ребенка валик. Положить ребенка на бок, встать сбоку и разговаривать с ним. Помочь перевернуться с наклонной поверхности. Поставить сбоку от ребенка музыкальную игрушку. Тянуть ребенка за рубашку в одну сторону, побуждая его перевернуться. |
Переворачивается со спины на живот. |
Переворачивать ребенка, взяв за руку и за ногу, постепенно сокращая помощь. Класть ребенка на бок, помещая за спину валик, чтобы не мог перевернуться на спину. Медленно перемещать предмет над головой ребенка, побуждая его перевернуться. Сесть сбоку, протягивая руки к ребенку и разговаривая с ним. Положить ребенка на валик, при этом одно плечо и одна нога должны быть ниже другого плеча и другой ноги. Согнуть одну ногу в колене, занести ее за нижнюю ногу, постучать игрушкой рядом с нижним плечом и убрать валик. |
Поворачивается по кругу. Оборачивается за игрушкой. |
Медленно перемещать предмет за спину ребенка, побуждая его повернуться по кругу. Побуждать оборачиваться за звучащей игрушкой, звать ребенка при этом по имени. Выложить ребенка на скользкую поверхность. |
Захватывает одной рукой другую, сцепляет ручки над грудью. Изучает свои руки. |
Потрясти руками ребенка. Пощекотать ручку ребенка, прикоснуться к ней чем-либо теплым, холодным. Вызывать комплекс оживления (в ходе его ребенок часто сводит вместе ручки). Надевать на ручки яркие перчатки, носочки, браслетки. К браслеткам можно прикрепить колокольчик. |
Сопротивляется, если взрослый тянет на себя игрушку. | Отнимать игрушку во время того, как ребенок ею увлечен. |
Держит в каждой руке по одному предмету. | Вкладывать в каждую ручку по предмету, сжимая пальцы ребенка. |
Стучит игрушкой. |
Взять руку ребенка в свою и постучать игрушкой. Отстукивать ритм, напевая потешку. Побуждать ребенка стучать по подражанию. |
Подтягивается до положения сидя, держась за пальцы взрослого. |
Подпереть ребенка, чтобы тот оказался практически в сидячем положении, взять его за руки и присадить. Постепенно уменьшать количество подпорок для сидения. Положить ребенка на спину, вложить свои пальцы в его кулачки и присадить. Один взрослый при присаживании придерживает голову ребенка, а другой тянет за ручки. Положить ребенка к себе на колени лицом к себе и присаживать, потянув за руки. |
Свободно поворачивает голову, когда его тело поддерживается. |
Посадить ребенка и ходить в поле его зрения, звеня погремушкой. Посадить ребенка в той комнате, в которой работает взрослый, чтобы ребенок наблюдал за ним. Посадить ребенка за обеденный стол со всей семьей. Посадить ребенка, скрестив его руки на груди, и медленно покачивать из стороны в сторону. |
Кладет один предмет, чтобы взять другой. |
Дать в каждую руку по игрушке, а потом предложить взять что-либо любимое. Фиксировать одну руку ребенка (держать ее своей, спрятать под рубашку, под стол), а в другую руку дать предмет. Затем предложить взять другой предмет. |
Намеренно поднимает и бросает предмет. |
Высвобождать предмет из руки ребенка. Демонстрировать ребенку это действие (держать кубик над коробкой и отпускать его). Использовать предметы, которые, падая, издают звук. |
Сжимает звучащую игрушку, чтобы она издала звук. | Сжимать игрушку рукой ребенка. |
Стоит с поддержкой. |
Держать ребенка за талию, побуждая его попрыгать в этом положении. Держать ребенка в положении стоя перед зеркалом, хвалить при этом ребенка. Помогать ребенку стоять, пока тот играет у низкого стола. |
Прыгает вверх и вниз с поддержкой. | Посадить ребенка в прыгунки (качели на эластичных лентах в дверном проеме) и помочь попасть в ритм. |
Проползает вперед на одну длину тела, чтобы достать предмет. |
Положить ребенка на пол, вытянуть вперед одну его руку и повторять это движение, чередуя руки. Положить перед ребенком игрушку или предмет и постучать им. Положить ребенка животом на доску на колесиках, помогая ему двигаться вперед. Положить ребенка животом на полотенце и отрывать полотенце от пола. |
Самостоятельно сидит с опорой на руки. |
Садить ребенка в подушки, на детский стульчик, в угол кресла. Садить ребенка между своих ног и постепенно отодвигаться, уменьшая поддержку. Садить ребенка и слегка тянуть к себе за руки. Садить ребенка в угол из досок и перекинуть одну его руку через бортик. Садить ребенка и подталкивать сзади в плечи пружинящим движением. |
Из положения сидя переходит в положение стоя на четвереньках. |
Садить ребенка и мягко подталкивать его вперед. Побуждать ребенка наклоняться вперед и хлопать рукой по полу. |
Переходит из положения лежа на животе или спине в положение сидя. |
Учить присаживаться из положения на спине при подтягивании за руки. Перекатывать лежащего на животе ребенка на бок, подтягивать его колени к груди и помогать ребенку оттолкнуться и сесть. |
Сидит без опоры. |
Слегка поддерживать рукой спинку сидящего ребенка. Садить ребенка между своих ног спиной к себе. |
Сидя, сам может наклоняться и выпрямляться. | Посадить ребенка, положить перед ним игрушку и подтолкнуть его плечи пружинящим движением, чтобы он наклонился вперед. Когда ребенок возьмет игрушку, пружинящим движением подтолкнуть его назад. |
Не намеренно бросает предметы. |
Положить свои руки поверх рук ребенка и помочь ему отпустить предмет. Использовать предметы, издающие звук при бросании. |
Качается назад и вперед, стоя на четвереньках. |
Качать ребенка за подложенное под грудь полотенце. Качать ребенка, поддерживая его за бедра. Подкладывать ребенку под грудь валик или подушку. |
Перекладывает предметы из одной руки в другую. |
Дать предмет в менее предпочитаемую руку. Перекладывать предмет, действуя рукой ребенка. Дать в одну руку кубик с ребром3 см, затем в эту же руку предложить взять еще кубик. |
Удерживает в руке 2 кубика. | Использовать кубики с ребром 2,5 см. |
Стоя на коленях, подтягивается до положения стоя. |
Ставить ребенка на колени в манеж, чтобы он держался за перекладину руками. Ставить ребенка на колени в манеж и держать над ним высоко игрушку. Ставить ребенка на одно колено и помогать ему оттолкнуться ногой и встать, подталкивая под попку. |
Бросает мяч двумя руками. | Один взрослый бросает мяч руками ребенка, а другой взрослый стоит впереди, протягивая руки. |
Ползает. |
Положить ребенка животом на доску на колесиках и катить эту доску. Поддерживать ребенка с помощью продетого под мышками полотенца. В положении ребенка на четвереньках тянуть назад его ногу и затем отпускать ее. При этом ребенок автоматически подтягивает ногу вперед. |
Ползает по ступенькам вверх и вниз. |
Подниматься по ступенькам перед ребенком, звать его, протягивать к нему руки. Положить на ступеньки привлекательную игрушку. |
Залезает на предметы. |
Положить на предмет привлекательную игрушку. Подвести ребенка к предмету, положить на него руку ребенка, помочь поднять и закинуть ножку. |
Пользуется щипковым захватом – берет предметы тремя пальцами. | Забинтовать ребенку два пальца на руке. |
Протягивает вперед одну руку из положения на четвереньках. |
Класть предмет рядом с рукой ребенка, стимулируя протягивание к нему руки. Качать над ребенком предметы, стимулируя его к протягиванию руки. Когда ребенок ползет, везти перед ним игрушку на веревочке. Когда ребенок стоит на четвереньках, предлагать ему лакомство, стимулируя протягивание руки. |
Стоит с минимальной поддержкой. |
Класть руки ребенка на перила кроватки, манежа. Вкладывать свои пальцы в кулачки ребенка и подтягивать его до положения стоя. Держать ребенка под мышки в положении стоя. Поддерживать ребенка с помощью продетого под мышками полотенца, веревки. |
Стоит без опоры в течение 1 минуты. |
Класть руки ребенка на опору, которую постепенно убирать. Опереть ребенка спиной об стену. |
Высыпает предметы из емкости. |
Показать ребенку способ действия. Давать выполнившему задание ребенку лакомства в награду. Использовать сосуд с узким горлом. |
Перелистывает страницы в книге. |
Использовать старые книги. Приклеивать на страницы книги лакомства, стимулируя ребенка к их поиску. |
Копает ложкой или совком. |
Помогать ребенку втыкать ложку в кашу, пюре. Предлагать ребенку копать в чашке ложкой фасоль, макароны. |
Складывает в коробку мелкие предметы. |
Взять руку ребенка в свою и складывать предметы его рукой. Использовать мелкие съедобные предметы. |
Садится из положения стоя. |
Сгибать ребенку колени и двигать ему руки вниз по перилам кровати. Класть на дно манежа или кровати лакомство или игрушку. Один взрослый тянет ребенка за бедра сзади, а другой взрослый тянет за колени спереди. Один взрослый, стоящий лицом к ребенку, начинает садиться вместе с ребенком, держа его за руки. Другой взрослый сзади дотрагивается до коленей ребенка. |
Подражает действиям взрослого. | Добиваться подражания, многократно повторяя действие, эмоционально заражая ребенка. |
По просьбе взрослого выполняет ранее разученные действия (дает ручку, хлопает в ладоши). |
Взять руки ребенка в свои и хлопать его руками. Хлопать в ладоши в знак одобрения ребенку в разных ситуациях. |
Ходит с минимальной помощью. Переходит от одного предмета к другому, придерживаясь за них руками. |
Помочь ребенку чередовать ноги посредством давления на его плечи. Поддерживать ребенка под руки. Один взрослый держит ребенка за бедра, а другой за плечи. Вести ребенка, который держится за руку или палец взрослого. Поддерживать ребенка с помощью продетой под мышками веревки или полотенца. Побуждать ребенка пройти за игрушкой в манеже, держась за его барьер. Катить коляску, за которую держится ребенок. Побуждать ходить лицом к стене, прижав к ней руки. Ходить с ребенком параллельно по разные стороны от стекла. |
Делает несколько шагов без поддержки. |
Взять ребенка за руки и тянуть вперед, постепенно отпуская руки. Побуждать ребенка пройти от одного стула до другого. Побуждать ребенка пройти до желанного предмета. Давать ребенку держать во время ходьбы что-либо в руках или побуждать его держаться за свою одежду, чтобы удержать равновесие. |
Совершает плясовые движения под плясовую мелодию. |
Брать ребенка на руки и совершать с ним танцевальные движения. Показывать ребенку, как танцуют игрушки. |
Пользуется указательным жестом. |
Демонстрировать ребенку указательный жест в ситуациях, когда ребенок что-либо просит. Производить указательный жест рукой ребенка. |
Пользуется пинцетным захватом – берет предметы большим и указательным пальцами. |
Предлагать ребенку липкие кусочки чего-либо. Забинтовывать ребенку три пальца на руке. |
По просьбе «Дай» находит предмет среди других. | Подсказывать местонахождение предмета жестами и взглядом. |
Начинает действовать с предметами в зависимости от их свойств - катает мяч, снимает крышку с кастрюли, кладет кубик на кубик, снимает и надевает кольца на пирамиду, скатывает шарик с горки, звенит в колокольчик. |
Работать с ребенком по подражанию. Использовать пирамиду с диаметром отверстия не менее2 см. |
Рвет и сминает бумагу. |
Вкладывать бумагу в кулачок ребенка и сжимать его своей рукой. Играть с порванной бумагой – подбрасывать ее руками вверх, как салют. |
Разворачивает завернутую игрушку. |
Заворачивать предмет частично. Заворачивать при ребенке. Заворачивать любимую игрушку, лакомство, звучащую игрушку. |
Упражнения с большим мячом.
- Лежа на спине. Положить в ножки мяч, стимулировать ребенка, чтобы он отталкивал мяч ножками.
- Покачивание на мяче (вперед-назад и вправо-влево) в положении: лежа на спине; лежа на животе, ручки вытянуть вперед; сидя по-турецки; стоя; стоя на четвереньках; стоя на коленях; сидя; сидя глубоко на корточках.
- Лежа спиной на мяче. Играть в «Ладушки» с ножками – хлопать подошвами ног одна об другую.
- Лежа животом на мяче. Покатить мяч, чтобы ножки приблизились к полу. При этом стимулируется поднятие и удержание головы.
- Формирование опорной функции рук: ребенок выпрямляет ручки и опирается ими о мяч. Взрослый одной рукой приподнимает ножки, другая рука находится под грудью ребенка.
- Лежа спиной на мяче. Поднять ребенку ручки и подождать, пока он сделает вдох. Затем опустить ручки, скрестить их на груди, и ребенок сделает выдох.
- Лежа спиной на мяче. Поочередно сгибать ребенку ножки в коленках.
- Лежа животом на мяче. Широко развести в стороны ножки. Держа ребенка за ягодички, прокатить мяч назад, чтобы ребенок встал ножками на пол.
- Лежа животом на мяче. Гладить ручками ребенка мяч, стучать его ручками по мячу.
- Присаживание на мяче – из положения лежа на спине взять ребенка за ручки и потянуть вверх.
- Ползание за мячом – лежа на животе, перед лицом на расстоянии30 смположить мяч. Подставить к ступням ребенка свою ладонь, чтобы ребенок оттолкнулся от нее ногами и подполз к мячу.
- Лежа спиной на мяче. Согнуть ножки ребенка в коленях, оперев их ступнями о мяч.
- Толкать мяч, катить мяч с горки, катить в стену ручкой ребенка.
- Лежа спиной на мяче. Поднимать вверх прямые ножки ребенка.
- Сидя на мяче. Качать ребенка вверх и вниз.
- Обхватить руками ребенка мяч и покатить его, чтобы ребенок оказался вверху на мяче.
- Стоя на мяче. Помогать ребенку приседать, поднимая его вверх и вниз.
- Стоя на полу, ручки опереть на мяч. Катить мяч вперед, помогая ребенку делать шаги и не упасть.
- Лежа на спине. Поднять ребенку ножки, положить на его ступни мяч. Двигать мяч, чтобы вместе с ним двигались и ножки.
- Лежа животом на мяче. Держа рукой за ножки, катить мяч вперед, помогая ребенку опереться руками о пол.
- Лежа спиной на мяче. Одной рукой держать ребенка за ножки, а другой приподнимать вверх за одну руку, чтобы ребенок сел и оперся о мяч рукой.
V раздел. Самообслуживание.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействия со стороны взрослого |
---|---|
Сосет и глотает жидкость. |
Пощипывать губы пальцами. Дотрагиваться до губ и языка чем-либо холодным. Стимулировать сосание массажем щек. Двигать соску бутылочки во рту назад-вперед. Стимулировать глотание поглаживанием шеи от подбородка вниз к горлу. |
Ест жидкую пищу. |
Держать ребенка в полувертикальном положении. Кормить маленькой ложкой. Класть пищу на центр языка. Добавлять в пищу маленькие кусочки льда для вызывания глотательного рефлекса. Перед опустошением ложки прикасаться ею к языку в нескольких местах. |
Слизывает пищу с губ. |
Намазывать губы ребенка чем-либо липким. Водить леденцом вокруг губ ребенка. Класть пищу на кончик языка и обводить пальцем вокруг губ. |
Когда хочет есть, открывает рот, тянется к груди. Протягивает руки к бутылочке. |
Медленно приближать бутылочку ко рту. Класть руки ребенка на бутылочку. Отодвигать бутылочку, когда ребенок немного поест. |
Ест протертую пищу. | Кормить вместо ложки шпателем или палочкой от мороженого. |
Держит бутылочку сам, когда пьет. |
Вкладывать бутылочку в руки и придерживать ее. Использовать нетяжелую бутылочку. Оборачивать бутылочку шершавым материалом. Класть скатанное полотенце на грудь ребенку в качестве опоры для бутылочки. |
Направляет бутылочку при кормлении. |
Вынимать бутылочку после кормления, чтобы руки ребенка были на бутылочке. Не вынимать бутылочку, когда ребенок наелся. |
Пьет и ест с ложечки. Открывает рот, увидев ложечку. |
Медленно подносить ложечку ко рту ребенка. Сжимать уголки рта. Дотронуться пальцем до нижней губы. Мягко постучать пальцем снизу подбородка. Поднесение ложечки каждый раз комментировать: «Ам», «Ням-ням», «Открой ротик». |
Ест размятую вилкой пищу. |
Давать размятую пищу в начале кормления, когда ребенок особенно хочет есть. Предлагать ребенку размятые макароны, сыр, горох, бананы, картофель с молоком. Между ложками размятой пищи давать пить небольшими порциями жидкость. |
Пьет из чашки, которую держит взрослый. |
Перед питьем давать ребенку сначала посмотреть, что находится в чашке. Использовать чашку с двумя ручками. Давать параллельно с питьем соленую пищу. Давать пить любимое питье только из чашки. Использовать чашку без носика (это продлевает сосание). |
Ест полутвердую пищу, которой его кормят родители. |
Предлагать ребенку бананы, хлеб, тосты, печенье. Двигать челюсти ребенка вверх и вниз. Класть пищу в глубину рта и сбоку, стимулируя жевание. |
Ест сам при помощи пальцев. |
Подносить пищу к носу ребенка, давая ощутить ее запах. Предлагать тосты, овощи, печенье, бутерброды. Стимулировать самостоятельность в начале кормления, когда ребенок особенно хочет есть. |
Держит чашку двумя руками и пьет из нее. |
Стоять за спиной ребенка. Предлагать пить густую жидкость. Использовать чашку, у которой дно утяжеленное, со скругленными краями. |
Подносит ложку с едой ко рту. |
Использовать изогнутую ложку. Предлагать есть с ложки мед. |
Протягивает ручки и ножки, когда его одевают. |
Держать одежду рядом с телом ребенка. Играть во время одевания с ребенком в прятки. |
Во время раздевания стаскивает шапку с головы. |
Учить снимать шапку с куклы в игре. Стаскивать шапку рукой ребенка. Раздевать ребенка перед зеркалом. |
При умывании протягивает руки к воде. |
Протягивать руки ребенка к воде. Демонстрировать процесс умывания на своем примере, на примере умывания куклы. |
VI раздел. Стимуляция и развитие звуковых реакций и предпосылок формирования понимания речи в предречевом периоде.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействия со стороны взрослого |
---|---|
Повторяет звуки, которые произносит взрослый – а, гы, кх, э. Протяжно произносит гласные звуки. |
Начинать с гласных звуков и звуков п, б, м Комментировать: «Хорошо сказал «а»». Снова повторять произнесенный ребенком звук – с другой интонацией, пропевая. Давать ребенку время для повторения звуков. Звуки стимулируются: присутствием взрослого в поле зрения ребенка, эмоционально-речевым общением (улыбаться, обнимать и качать ребенка), звуком игрушки, яркой игрушкой в поле зрения, в комплексе оживления, а также сочетанием ряда раздражителей и присутствием другого ребенка. |
Повторяет один и тот же слог 2-3 раза, который произносит взрослый. |
Начинать со слогов ма, па, ба. Стимулировать ребенка в игре. Повторять за ребенком произнесенные им слоги. Слоги стимулируются: в ходе предметно-делового общения, присутствием взрослого, присутствием другого ребенка, тактильно-эмоциональным общением, эмоционально-речевым общением. |
Подражает различным неречевым звукам – мычанию, цоканью. Подражает выражению лица, движениям губ, языка и щек взрослого. |
Смотреться вместе с ребенком в зеркало. Превратить подражание в увлекательную игру – обыгрывать звуки, строить рожицы. |
Отвечает жестами на жесты. Отвечает на простые вопросы жестами. | Формировать жесты «пока», «дай», «нет», «да», указательный. |
Выполняет простые словесные просьбы, когда они сопровождаются жестами. | Просить: «Дай ручку, брось мячик, закрой дверь, сядь, принеси игрушку». |
Понимает интонации запрета, разрешения. Реагирует в 75% на слово «нельзя». |
Убирать руки ребенка от предмета. Слегка шлепать ребенка по рукам. Другой член семьи демонстрирует реакцию на слово «нельзя». Произносить «нельзя» спокойно, твердо, строго, не заигрывая. Перед произнесением слова «нельзя» установить с ребенком зрительный контакт. |
Понимает смысл слов «верх» и «вниз». |
Сопровождать слова соответствующими жестами. Брать руку ребенка в свою и производить жесты «верх» и «вниз». |
Комбинирует в лепете 2 различных слога. |
Начинать с комбинаций слогов ба, ма, па, на, да Повторять набор слогов за ребенком. |
Имитирует интонации окружающих. |
Рассказывать простую историю с различными интонациями. Произносить в игровой ситуации «О-го!» Восклицать, когда ребенок издает звук или производит действие игрушкой с сюрпризом. |
Произносит первые осознанные слова (слова-обозначения). Понимает соотнесение слова с предметом. |
Говорить с ребенком правильным языком, не искажая слова и не сюсюкая. Стимулировать произнесение указательным жестом, словесной просьбой. |
Произносит что-либо (звуки, слоги, слова) в ответ на обращенную к нему речь. | Произносить звуки, слоги, слова за ребенка. Стимулировать ребенка к повторению сказанного. |
Начинает говорить шепотом. | Произносить звук «ш-ш-ш». |
VII раздел. Социальное поведение.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействия со стороны взрослого |
---|---|
Наблюдает за человеком, передвигающимся в поле зрения. | Устанавливать зрительный контакт с ребенком, привлекать его внимание на близком расстоянии и постепенно отодвигаться. |
Предпочтение фиксации взгляда на человеческом лице. |
Предъявить одновременно на одном уровне, но на некотором расстоянии друг от друга изображение лица и овала. Встать в поле зрения ребенка, держа на некотором расстоянии от своего лица любой предмет. |
Улыбается в ответ на внимание взрослого. Радуется, когда его подкидывают, возятся с ним. |
Отвечать улыбкой на улыбку ребенка. Приветствовать ребенка улыбкой каждый раз, когда подходишь к нему. Улыбка возникает: на комплексное воздействие (лицо, тактильные ощущения), на «говорящее» лицо, «неговорящее» лицо, на игрушку. |
Отвечает голосом на внимание взрослого. |
Повторять за ребенком его звуки. Обнимать и хвалить ребенка, когда тот произносит звуки. |
Смотрит на свои руки, часто улыбается и воркует. |
Трясти рукой ребенка, чтобы тот обратил на нее внимание. Дотрагиваться пальцами ребенка до его лица. Играть с пальцами ребенка, чтобы тот понял, что они могут двигаться. Надевать ребенку на руку звенящий браслет. Играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». |
Улыбается и воркует своему отражению в зеркале. |
Обращаться к ребенку: «Посмотри, там малыш!» Использовать детское небьющееся зеркало, которое ребенок может держать сам. Надевать на ребенка яркую шапочку, яркие предметы одежды. |
Тянет взрослого за волосы, нос, очки. |
Класть руку ребенка на свой нос. Показывать, как теребить нос, издавать при этом смешные звуки. Раскрывать ладонь ребенка и хлопать по своим щекам. |
Тянет руки к знакомым людям. При виде незнакомых людей ведет себя осторожно. |
Взять руки ребенка в свои и протягивать их по направлению к себе. Один взрослый стоит перед ребенком, а другой берет руки ребенка и протягивает их. |
Тянется к отражению в зеркале другого человека и похлопывает по нему. |
Спрашивать ребенка: «Где мама?» и показывать его пальчиком на отражение мамы в зеркале. |
Держит и исследует предмет в течение 1 минуты. |
Помочь ребенку совершить действие с предметом. Когда ребенок совершит действие, хлопать в ладоши и улыбаться. |
Самостоятельно играет несколько минут. |
Включать ребенку музыку. |
Пытается установить зрительный контакт, когда им занимаются 2-3 минуты. |
Поворачивать голову ребенка в свою сторону, помогая ему установить контакт. Звать ребенка по имени. Трясти звучащей игрушкой. |
Издает звуки, чтобы привлечь внимание взрослого. |
Побуждать ребенка издавать звуки, чтобы получить желанную пищу или предмет. Отвечать ребенку такими же звуками, которые издает он. |
Имитирует игру в прятки. |
Взять руки ребенка, поднять к его глазам и говорить: «Ку-ку!». Играть с ребенком, выглядывая из-за стула, газеты. |
Машет на прощание рукой по подражанию. |
Взять руки ребенка в свои и махать его рукой. Махать рукой в игре «Прятки». |
Поднимает руки, показывая «такой большой!». |
Брать руки ребенка в свои и поднимать их. Воспроизводить вместе с ребенком жест перед зеркалом. |
Качает головой в знак отрицания. |
Стимулировать жест по подражанию в соответствующих ситуациях. |
Предлагает взрослым игрушки, кусочки пищи, но не всегда их отдает. |
Брать руки ребенка в свои и давать его рукой. Когда ребенок предлагает игрушки, протягивать руку. Когда ребенок предлагает кусочки пищи, открывать рот или протягивать руку. |
Обнимает, целует знакомых людей. Обнимает игрушки, радуется им. |
Показывать действия на игрушке. Показывать действия на других членах семьи. |
Реагирует (откликается) на свое имя взглядом, звуками. |
Всегда называть ребенка по имени, прежде чем что-либо ему сказать или показать. Стоя перед зеркалом, дотрагиваться до ребенка и называть его по имени, а затем дотрагиваться до себя и называть себя. Называть ребенка по имени и пищать при этом игрушкой у его лица. Постепенно игрушка убирается. Называть ребенка по имени в игре от лица куклы. Один взрослый называет ребенка по имени, а другой его поворачивает в сторону говорящего. Называть ребенка по имени и одновременно светить ему в лицо фонариком. |
Громко смеется. |
Использовать звучащие игрушки, игрушки с сюрпризом, появление игрушек из-за ширмы. Подбрасывать, щекотать, тормошить ребенка, строить ему рожицы. Издавать необычные звуки. Отвечать на смех ребенка улыбкой, прикосновением, смехом. |
Протягивает взрослому предмет и отдает его. |
Просит: «Дай мне» и направляет руку ребенка. Показывать, что заведет музыкальную шкатулку, если ребенок ее даст. |
Показывает на себе некоторые части тела (носик, глазки, ручки). |
Учить показывать части тела на кукле. Взять руку ребенка в свою, показывать на нем части тела и называть их. |
Показывает на себя по просьбе. |
Смотреться с ребенком в зеркало. Взять руку ребенка в свою, показывая на него и называя по имени. |
VIII раздел. Когнитивное развитие.
Действия ребенка, которые стимулируются взрослым | Приемы педагогического воздействия со стороны взрослого |
---|---|
Стаскивает с лица ткань, закрывающую обзор. |
Накидывать платок на лицо ребенка и разговаривать с ним. Стаскивать платок рукой ребенка. Накидывать платок только на один глаз. |
Ищет глазами переместившийся или исчезнувший предмет. |
Использовать ярко окрашенный, звучащий предмет. Если ребенок следит не за предметом, а за человеком, держать предмет возле своего лица и постепенно удалять предмет от лица. |
Различает старые (узнает их) и новые (удивляется, радуется им) игрушки. |
Демонстрировать радостные эмоции. |
Вынимает предмет из коробки. |
Вынимать предмет рукой ребенка. Попросить вынуть указательным жестом. Трясти коробку с предметом внутри. Положить в коробку любимую игрушку ребенка. |
Кладет предмет в коробку. |
Использовать предмет, который издает звук, ударяясь о дно коробки. Наполнять коробку водой. Использовать прозрачную коробку. |
Захватывает три предмета. |
Раскрыть ладонь ребенка и положить на нее три предмета. Когда ребенок держит два предмета, предложить ему взять третий, привлекательный предмет. |
Переворачивает коробку, чтобы высыпать предметы. |
Предложить ребенку попробовать сначала с подносом. Использовать прозрачную коробку. Если ребенок смог перевернуть коробку, дать ему в качестве поощрения поиграть с высыпанными предметами. |
Перекладывает предмет из одной руки в другую, чтобы взять другой предмет. |
Когда ребенок уже держит в руке предмет, поднести к этой руке другой, более привлекательный предмет. Положить левую руку ребенка на игрушку, которую он держит в правой руке. |
Бросает и поднимает игрушку. |
Раскладывать на полу съедобные предметы, чтобы ребенок поднимал их. Когда ребенок роняет игрушки, помогать ему поднимать их. |
Находит предмет, спрятанный под коробку. Запоминает, где игрушка, если ее спрятать. |
Использовать лакомство или любимую игрушку. Накрывать предмет не полностью. Накрывать предмет при ребенке. Поднимать коробку и снова накрывать ею предмет. Завести музыкальную шкатулку и накрыть ее коробкой. |
Толкает 3 кубика, поставленных в виде поезда. |
Приговаривать «Чух-чух!» и направлять руку ребенка. Соревноваться с ребенком, кто быстрее доедет. Двигать кубики до края стола, пока они не упадут. |
Достает круг из доски с вкладками различной формы. |
Привязать, заклеить или убрать другие вкладки. Приклеить к кругу штырек, чтобы его было легче захватить. Приклеить на обратной стороне круга интересную картинку. |
Всовывает округлый колышек в доску с отверстиями. |
Предложить сначала колышки с большим диаметром. |
Выполняет элементарные предметно-игровые действия (кормит куклу, катает машину, водит собачку). |
Выполнять действия по подражанию. Эмоционально обыгрывать действия, сажать куклу за стол с ребенком, брать собачку на прогулку. |
Выполняет некоторые просьбы взрослого (принеси, положи, отдай). |
Подсказывать жестами и взглядом. Другой взрослый демонстрирует выполнение просьбы. |
Показывает на картинках знакомые предметы, животных, сказочных героев. |
Давать ребенку задания: «Положи картинку к игрушке», «Поставь игрушку на картинку». |
Слушает сказку с показом картинок (чтение-рассматривание). |
Рассказывать различные виды сказок – традиционную устную, театрализованную, музыкальную, с предметами, пальчиковую, тактильную. |
Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Моторика.
Ребенок | Взрослый |
---|---|
Карабкается вверх по лестнице. |
Кладет на верхнюю ступеньку то, что нравится ребенку. Предлагает ребенку карабкаться на подушки и валики, лежащие на полу. |
Переходит из положения сидя в положение стоя. |
Стимулирует ребенка, держа над ним лакомство. Протягивает ребенку руку и помогает ему подняться. Учит ребенка подтягиваться до положения стоя с помощью стула. |
Катает мяч по подражанию. |
Садится напротив ребенка, раздвинув ноги, на расстоянии 60-70 см. Предлагает ребенку катать мяч в мишень на расстоянии1,5 м. Предлагает катать мяч к своему отражению в зеркале. Предлагает сбивать мячом кегли. Использует мяч с игрушкой внутри. |
Забирается на стул, поворачивается на нем и садится. |
Кладет руки ребенка на стул и поднимает ему одно колено. Садится и предлагает ребенку сесть рядом. |
Строит башню из 3 кубиков. |
Использует магнитные кубики. Начинает стройку с большего кубика. |
Чиркает карандашом по бумаге. |
Водит карандашом по бумаге быстро, чтобы пробудить желание ребенка имитировать действие. Предлагает ребенку рисовать зубной пастой, губной помадой, кремом для бритья. |
Сползает вниз по лестнице ногами вперед. |
|
Самостоятельно садится на маленький стул. |
|
Приседает на корточки и выпрямляется из этого положения. |
Играет с ребенком в игры, требующие поднимания предметов. Просит ребенка убирать за собой игрушки. Кладет любимые предметы ребенка в места, расположенные таким образом, что ребенку необходимо присесть, чтобы достать предмет. Играет с ребенком в игру «Мы маленькие-маленькие (присесть), а теперь большие-большие (встать)». |
Ходит, толкая за собой игрушку. |
Использует игрушку, которая при движении издает звуки. Использует поезд, сконструированный из коробок. |
Качается на качалке. |
Просит ребенка покачать в качалке куклу. Сначала при качании ноги ребенка должны касаться пола. |
Поднимается вверх по лестнице. |
Начинает с поднятия вверх по склону. Учит ребенка маршировать на месте. |
Не падая, наклоняется, чтобы поднять игрушку. | Помогает ребенку наклоняться сначала немного. |
Имитирует круговое движение. |
Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Познавательные способности.
Ребенок | Взрослый |
---|---|
Вынимает из коробки 6 предметов по одному. |
Держит коробку, чтобы ребенок не высыпал из нее сразу все предметы. Кладет на дно коробки лакомство. Развивает эту способность в бытовых ситуациях (просит ребенка доставать ложки из коробки, продукты, белье). |
Показывает одну из частей тела. |
Просит показать часть тела на кукле. Просит показать часть тела на своем отражении в зеркале. Прикрепляет наклейку на определенную часть тела и спрашивает, на чем она наклеена. |
Строит по просьбе башню из 3 кубиков. |
Сначала использует кубики с ребром 5-8 см. Дает ребенку в награду разрушить построенную им башню. |
Подбирает подобные предметы. |
Показывает ребенку предмет и просит взять такой же (возьми мяч, возьми куклу). |
Рисует каракули. |
Прикрепляет лист бумаги на столе. |
Показывает на себя по просьбе. |
Стоя перед зеркалом, спрашивает ребенка: «Где (имя)?» и показывает на его отражение. Называет ребенка всегда одним и тем же именем. |
Вставляет 5 колышков в доску с отверстиями. | |
Подбирает предмет к его изображению. |
Называет предмет: «Это (название)» и просит: «Найди мне другой (название)». Просит ребенка подобрать настоящие продукты к их изображениям на картинках. Просит ребенка подобрать знакомым людям их фотографии. |
Показывает по просьбе на картинке предмет. |
Использует сначала картинки большого размера. Оформляет для ребенка альбом с картинками. Поощряет ребенка, правильно показавшего предмет. |
Ищет по просьбе картинку в книге, переворачивая 2-3 страницы. |
Сначала показывает ребенку картинку и рассказывает о ней, а потом просит ее найти. Просит ребенка найти ту картинку, к которой он проявляет интерес. Использует книгу, на каждой странице которой изображен один предмет. |
Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Социализация.
Ребенок | Взрослый |
---|---|
Имитирует простые действия с предметом. | Побуждает ребенка держать предмет, класть его в определенное место, тянуть за веревочку. |
Играет рядом со сверстником. | |
Играет со сверстником в течение 2-5 мин. |
Побуждает детей давать друг другу игрушки. Организует детей на совместные действия. |
Продолжает свои занятия в отсутствие родителей. | Во время игры ребенка прячется от него и появляется снова. |
Активно исследует окружающую среду. |
Показывает ребенку помещения в гостях. Дает ребенку поручения найти в доме и принести определенную вещь. |
Обнимает и носит куклу. | Обнимает и целует ребенка на ночь. Затем просит: «А теперь ты обними куклу». |
Повторяет действия, которые вызвали смех и привлекли внимание. | Просит повторить действие для другого члена семьи. |
Протягивает взрослому книгу, чтобы ему почитали. |
Проявляет интерес к книгам, которые показывает ребенок. Рассматривает вместе с ребенком альбом с фотографиями как книгу. |
Тянет за руку другого человека, чтобы показать ему что-либо. | Показывает ребенку что-либо новое, а потом просит показать это другому члену семьи. |
Убирает руки и говорит: «Нет-нет», находясь рядом с запрещенным предметом. |
Решает, какие предметы и места всегда будут запретными для ребенка. По возможности ограничивает количество запретов. Прикрепляет на запретные предметы определенный знак. Просит ребенка самого сказать «нельзя», когда ребенок при взрослом подходит в запрещенному предмету. |
Ждет, пока выполнят его просьбу. |
Начинает выполнять просьбу сначала через несколько секунд, а затем доводит время ожидания до 5 мин. Дает установку перед ожиданием. Всегда дает самому ребенку закончить действие, игру (чтобы он видел, что взрослый его ждет). |
Играет с 2-3 сверстниками. |
Предлагает играть в песочнице, лягушатнике. Использует элемент соревнования, призы. |
Делится чем-либо с другим ребенком по просьбе. |
Играет с ребенком, катая машинку друг другу (чтобы ребенок понял, что игрушка к нему вернется). Дает ребенку по два лакомства и просит: «Одно дай мальчику, а другое съешь сам». |
Здоровается по напоминанию. |
Берет ребенка с собой, чтобы открыть дверь. Демонстрирует приветствие. |
Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Язык.
Ребенок | Взрослый |
---|---|
Говорит 5 слов, используя их в различных ситуациях. | Когда ребенок произносит слова, дополняет его: «Па-па» - «Да, это папа; да, это папин ботинок». |
Использует в просьбе слово «еще». |
Когда ребенок выражает просьбу жестом, произносит за него: «Еще!» Дает ребенку сначала небольшое количество, побуждая его просить еще. Когда ребенок произносит «еще», дополняет его просьбу: «Еще печенья, еще качать». |
Использует в речи слова и выражения «все, больше нет, все кончилось». |
Когда ребенок заканчивает действие, произносит за него: «Все; больше нет; все кончилось». Во время игры в прятки произносит: «Все; больше нет». Когда из дома уходит член семьи или гость, произносит: «Все; больше нет». Когда ребенок произносит «все, больше нет, все кончилось», дополняет его слова: «Все, больше нет молока; все, нет папы». |
Выполняет простую одношаговую инструкцию. |
Предъявляет ребенку словесную или словесно-жестовую инструкцию. Использует в инструкции слова: «Дай мне, покажи мне, подойди, сядь, встань». |
Показывает 12 знакомых предметов. |
Использует книгу с картинками. Приклеивает к листам книги натуральные предметы. |
Показывает 3 части тела. |
Просит ребенка показать части тела на самом себе. Просит ребенка показать части тела на взрослом. Использует зеркало. |
Называет по просьбе свое имя. |
Использует фотографию ребенка. Использует зеркало. Просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит свое имя среди перечисленных имен. Часто называет ребенка по имени. Называет ребенка именем, которое не вызывает у него чувства неловкости. |
Отвечает на вопрос «Что это?» | |
Комбинирует слова с жестами, чтобы выразить свою просьбу. | Не дает ребенку желаемого предмета, пока он не выразит свою просьбу с помощью слов и жестов. |
Называет членов семьи, домашних животных. | |
Называет 4 игрушки. | |
Использует в речи звукоподражания. | |
Называет продукты, блюда. | |
Задает вопросы с вопросительной (повышенной на конце слова или фразы) интонацией. | Побуждает ребенка повторять вопросы за взрослым, копируя их интонацию. |
Отвечает на вопросы «да» и «нет». |
Задает ребенку простые вопросы. Демонстрирует ребенку ответы «да» и «нет», сопровождая их соответствующим качанием головой. |
Стимуляция ребенка на 2 г жизни.
Самообслуживание.
Ребенок | Взрослый |
---|---|
Самостоятельно ест ложкой обычную пищу. |
Смыкает губы ребенка пальцами, чтобы верхняя губа снимала пищу с ложки. Дает пищу, которая прилипает к ложке (яйцо всмятку, каши, картофельное пюре). |
Пьет из чашки, держа ее одной рукой. |
Во время питья вкладывает в одну руку ребенка игрушку. Наливает в чашку немного жидкости. Использует сначала тяжелую чашку. |
Сует руки в воду и водит ими по лицу. | Использует зеркало. |
Сидит в течение 5 минут. | Высаживает два раза в день ребенка на горшок. |
Надевает и снимает шапку. |
Использует зеркало. Предлагает ребенку надеть шапку взрослому, снять ее с него. Использует шапку большого размера. |
Стягивает с себя носки. |
Стягивает ребенку носок почти полностью. Предлагает ребенку стянуть носок с ноги взрослого или куклы. Использует сюрпризы (прилепляет на ногу наклейку, кладет в носок лакомство). Использует носки большого размера. |
Просовывает руки в рукава, ноги в штанины. |
Во время одевания держит отверстие рукава рядом с рукой. Во время одевания играть в прятки с рукой, которая высунется из рукава. Использует сначала короткие рукава и короткие штаны. |
Снимает ботинки с развязанными шнурками. |
Использует сначала ботинки большого размера. Просит ребенка снять ботинки, надетые только на пальцы ног. Обыгрывает действие, притворяясь, что не может сам снять ботинки. |
Снимает расстегнутое пальто, куртку. | Тянет пальто назад, когда ребенок возьмется за бортики пальто. |
Снимает расстегнутые штаны. | |
Застегивает и расстегивает «молнию». |
Продевает в отверстие на язычке «молнии» длинный шнурок, постепенно уменьшая его размер. Использует сначала крупную «молнию». Предлагает ребенку выполнить действие сначала на снятой одежде. Предлагает ребенку выполнить действие на кошельке, в котором лежит сюрприз (лакомство, игрушка). |
Просится на горшок с помощью слов и жестов. |
Хвалит ребенка за успехи и не обращает внимания на неудачи. Остальные члены семьи, отправляясь в туалет, произносят те же выражение, которому учат ребенка. |
Стимуляция ребенка на 3 г жизни.
Язык.
Ребенок | Взрослый |
---|---|
Строит фразу из 2 слов (сущ.+прил., мест.+сущ., сущ.+глагол). |
Дополняет ребенка (мяч – большой мяч, мой мяч). Называет действия ребенка. Играет с ребенком в игру «Что я делаю?» Называет действия по картинке. |
Просится в туалет. |
Выбирает одно слово, которым обозначает посещение туалета. Повторяет это слово, когда ребенок просится в туалет жестами. |
Строит фразу из 3 слов (глагол+сущ.+там/тут/здесь). | Играет с ребенком в игру «А где…?» |
Выражает обладание чем-либо, принадлежность кому-либо. | |
Говорит «нет», «нету», «не». |
Учит ребенка использовать эти слова в игре «Прятки». Учит ребенка использованию отрицательного жеста (качание головой). |
Отвечает на вопрос «Что делает?» |
Называет в течение дня действия взрослых и ребенка. Спрашивает ребенка: «Что я делаю?» Просит ребенка назвать действия, изображенные на картинках. |
Отвечает на вопрос «Где?» |
Кладет один и тот же предмет в различные емкости и спрашивает: «Где…?» Когда члены семьи покидают комнату, говорит ребенку, куда они пошли, а затем спрашивает, где они. |
Называет знакомые звуки. | |
Дает больше одного предмета, когда взрослый просит, употребляя множественное число. |
Взрослый просит ребенка дать предмет, употребляя сначала единственное, а затем множественное число (дай кубик-кубики). Показывает ребенку один предмет и много предметов. |
Говоря о себе, называет себя по имени (в 3 лице). |
Когда ребенок выражает просьбу, взрослый требует повторить ее с употреблением имени (повтори: «Петя хочет печенье»). Просит ребенка ответить: «Кто хочет (печенье)? Чья это рубашка?» Перед зеркалом показывает на себя и ребенка, называя имена. |
Показывает предметы по описанию их функций. | Показывает ребенку предмет и просит ответить: «Что этим предметом делают?» |
Показывает на пальцах свой возраст. |
Помогает ребенку, придерживая остальные пальцы рукой. Если ребенку трудно показать все пальцы на одной руке, учит его показывать часть пальцев на одной, а часть – на другой руке. |
Называет свой пол. |
Объясняет ребенку: «Ты мальчик, как папа/ты девочка, как мама».обращается к ребенку с называнием его пола. Задает вариативные вопросы о поле ребенка (ты мальчик или девочка? Ты девочка или мальчик? Ты девочка? Ты мальчик?). |
Выполняет двух- и трехступенчатую инструкции. |
Просит выполнять инструкции в игре. Сначала просит ребенка повторять инструкции. Сначала подсказывает ребенку порядок выполнения команд. |
Употребляет окончания глаголов в настоящем времени. |
Называет свои действия в процессе их выполнения. В ходе выполнения ребенком действий спрашивает его: «Что сейчас делаешь ты?» Поправляет ребенка, если тот неверно употребляет окончания глаголов. |
Употребляет существительные во множественном числе. | Выделяет голосом окончания существительных. |
Употребляет некоторые глаголы в прошедшем времени. |
Просит ребенка повторить образец. Начинает с глаголов «пошел», «сделал», «был». |
Задает вопрос «Что это?» | |
Контролирует громкость своего голоса в 90% времени. |
Предлагает ребенку игровой мотив контроля. Учит ребенка, что голос для улицы громкий, а голос для дома – тихий. Шепчется с ребенком «по секрету». |
Употребляет слова «этот» и «тот». | Учит ребенка употреблению слов, задавая вопросы типа: «Посмотри на предметы и скажи, который из них кубик? Из какой чашки ты хочешь пить?» |
Строит фразы с опущенным глаголом-связкой. | Дополняет ребенка (это мяч, мама в кресле, мяч мой). |
Чаще употребляет местоимения «я», «мне», «мой», чем свое имя. | Выделяет в своей речи местоимения голосом. |
Показывает на предмет, который не является заданным предметом. |
Дает ребенку на выбор 2 предмета и спрашивает: «Где не вилка? Где не ложка?» Комментирует вслух свои рассуждения: «А где чашка? Это не чашка. Вот чашка!» |
Отвечает на вопрос «Кто?» | Демонстрирует ответ на вопрос в диалоге с другим членом семьи. |
Употребляет притяжательные местоимения. | Произнося притяжательные местоимения, четко выделяет их окончания. |
Последовательно отвечает на 2 вопроса. |
Задает ребенку вопросы типа: «Что это? Какого цвета?» Дает ребенку образец ответа. |
Употребляет обобщающие названия. |
Просит ребенка: «Дай мне всех (зверей, птичек). Комментирует ребенку показ каждой картинки (хлеб – это еда, собака – это зверь). |
Иногда говорит «могу» и «буду». |
Спрашивает ребенка: «Ты можешь?», «Ты будешь?» Задает ребенку вопросы типа: «Кто может лаять? Кто сейчас будет петь?» Перед началом действия говорит ребенку, что он сейчас будет делать. |
Различает «открыто» и «закрыто». |
Показывает ребенку открытые и закрытые предметы. Открывает и закрывает при ребенке предметы, спрашивая: «Сейчас открыто/сейчас закрыто?» Предлагает ребенку открывать и закрывать предметы самому. Играет с ребенком, пряча предметы в коробку. |