Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Развитие речи в норме
- Причины для беспокойства
- Когда нужен логопед
- Ваш малыш молчит
- Как сформировать речь
- Ваш ребенок левша
- А по русскому опять двойка.. Поговорим о дисграфии
- Немного о заикании
- У ребенка ДЦП
- Где можно проконсультировать ребенка
- Логопедический садик
- Упражнения для развития детей
- Артикуляционная гимнастика
- Готовность к школе
- Проверьте ребенка (обследование)
- Как найти логопеда
- Мелкая моторика
- Домашние задания
- Причины нарушений речи
- Не хочу в школу! Школьная дезадаптация
- Логопед-коллегам
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.
- Дисграфия у детей - это, в большинстве случаев, частичное нарушение формирования и полноценного использования письма (т. е. затруднение в овладении письмом).
- У взрослых - расстройство навыка письма.
Принято выделять АГРАФИЮ - полную неспособность овладения письмом или его полную утрату и ДИСГРАФИЮ, при которой письмо хотя и нарушено, однако как средство общения (хоть и в искаженном виде) оно функционирует.
Степень выраженности дисграфии может быть различной (один вид ошибок или многообразие ошибок).
Этиология дисграфии
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез.
В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы:
- биологические причины. Недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии,менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
- социально-психологические причины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. д.
В этиологии расстройств письменной речи выделяют три группы явлений:
- конституциональные предпосылки (наследственная предрасположенность)
- энцефалопатические расстройства, обусловленные вредностями пренатального, натального, постнатального периодов развития.Повреждения на ранних этапах онтогенеза чаще вызывают аномалии развития подкорковых структур, "поздние" вредности в большей степени затрагивают кору головного мозга.
Кроме повреждения мозговых тканей и последующего выпадения функций,в большинстве случаев наблюдаются отклонения в развитии мозговой системы, получившие название дизонтогений (негрубые, остаточные(резидуальные) состояния).
- социально-средовые факторы
Симптоматика дисграфии
Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок".
1.Дисграфические.
1) Ошибки в звуковом составе слова:
а) замены гласных;
б) замены согласных;
в) пропуски гласных;
г) пропуски согласных;
д) пропуски слогов и частей слова;
е) перестановки;
ё) вставки;
ж) раздельное написание частей слова.
2) Лексико-грамматические:
а) замена слов по звуковому сходству;
б) замена слов по семантическому сходству;
в) пропуски слов;
г) слитное написание слов;
д) нарушение согласования;
е) нарушение управления;
е) неправильное обозначение границ предложения;
3)Графические:
а) замена букв по количеству элементов;
б) замена букв по пространственному расположению;
в) зеркальное письмо букв.
Структура процесса письма:
В процессе письма можно выделить 2 уровня организации:
- сенсомоторный уровень, отвечающий за технику письма;
- письмо, как речевая деятельность.
- сенсомоторный уровень
Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют 4 основных анализатора, отвечающих за письмо:
- речеслуховой (акустический);
- речедвигательный;
- речезрительный (оптический);
- двигательный.
Сенсомоторный уровень письма обеспечивает следующие опции:
- звуковой анализ слов;
- установление последовательности звуков;
- уточнение слышимых вариантов звуковой фонемы;
- перевод фонем в графемы;
- перевод зрительных образов букв (графем) в двигательные образы.
- письмо как речевая деятельность:
Формируется на основе сенсомоторного, в котором можно выделить два составляющих аспекта:
- психологический;
- лингвистический.
Психологическое содержание письма включает в себя:
- мотив (намерение к письменной речи);
- создание замысла (о чем писать);
- определение общего смысла содержания письменной речи (что писать);
- регуляция письменной деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.
В осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, отвлеченное мышление и т. д.
Лингвистическая организация - отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо. Реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтетические единицы (слова и предложения).
Упрощенная психолого-лингвистическая модель процесса порождения письменной речи может представляться следующим образом:
- мотив;
- программирование (общее содержание, последовательность, формулировка первой мысли);
- оформление мысли в предложение, семантический этап переходит в языковой;
- анализ предложения на слова (выделение границ слов);
- звуковой анализ структуры слов;
- соотнесение выделенных фонем с графемами;
- воспроизведение графем с помощью движений руки.
К процессу письма имеет отношение весь мозг, все корковые отделы. Наибольшее участие принимают следующие участки коры головного мозга:
Лобная доля (левое полушарие) отвечает за организацию произвольных движений, за двигательную организацию речи (центр Брока), за планирование и регуляцию деятельности.
Височная доля: слуховой, гностический центр речи (центр Вернике). Височная доля играет важную роль в организации механизмов памяти.
Затылочная доля отвечает за восприятие и переработку зрительной информации, за организацию сложных процессов зрительного восприятия
Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувственных раздражителей, за пространственную ориентацию(кожно-мышечно-кинестетическое чувство)
Письменная речь усваивается сознательно в процессе обучения.Для возможности обучения обязательно созревание мозговых структур,имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов, участвующих в письменной речи.
Обучение письму и чтению проводится одновременно. Выделяют 4 основных этапа в процессе овладения письмом:
- ориентировочный (дошкольный возраст). На этом этапе ребенок приучается обращаться с бумагой, карандашом, ручкой. У него развиваются движения руки, зрительный анализатор. Ребенок начинает осознавать письмо, как средство общения.
- Аналитический (добукварный и букварный периоды школьного обучения).
Подэтапы:
- элементарный (развитие моторики при написании элементов букв и их соединений);
- буквенный (укрепляется связь звука с буквой).
- Аналитико-синтетический (послебукварный период). Осуществляется переход к соединению букв в слоги, слова.
- Синтетический (средняя школа). Письмо автоматизируется,техника отступает на второй план, основной акцент - на изложение мысли в письме. Письмо становится полноценным средством общения.
Дисграфия рассматривается не как самостоятельное расстройство, а как симптом неврологических или энцефалопатических нарушений. Причины дисграфии связываются с недоразвитием или повреждением центральной нервной системы. Дисграфия рассматривается в синдромах ММД, ЗПР, олигофрении. С точки зрения психофизиологического(анализаторного) подхода дисграфия рассматривается как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности речеслухового, речезрительного, речедвигательного анализаторов. В соответствии с нарушениями того или иного анализатора, исследователи выделили:
- акустическую;
- моторную;
- оптическую форму дисграфии.
Классификация дисграфии:
1. артикуляторно-акустическая дисграфия
Обусловлена нарушениями звукопроизношения, отражает косноязычие на письме (косноязычие в устной речи может быть устранено, но четкие кинестетические образы звуков - артикулеммы, еще недостаточно сформированы). Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т. е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. Это происходит в том случае, когда косноязычие в устной речи не изжито на момент обучения письму. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи.
2. акустическая дисграфия
Обусловлена нарушениями фонемного образования. В зависимости от нарушенной операции фонемного распознавания, можно выделить подвиды:
- акустическая дисграфия (обусловлена затруднением в слуховом анализе речи, выделении акустических признаков звука)
- кинестетическая дисграфия (обусловлена затруднениями в кинестетическом анализе при переводе акустического образа звука в артикуляторный)
- фонематическая дисграфия (обусловлена несформированностью представлений о фонеме, нарушениями операций выбора фонемы (страдают фонематические представления).
Процесс распознавания фонем включает в себя ряд операций:
- слуховой анализ речи;
- выделение акустического признака;
- перевод акустического образа в артикуляторный;
- соотнесение акустико-артикуляторного образа звука с фонемой,
- выбор фонемы;
- недостаточность какой-либо из операций влияет на расстройство всего процесса в целом.
Симптоматика: замена букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящие - шипящие, звонкие - глухие, аффрикаты - компоненты, входящие в их состав), неправильное обозначение мягкости согласных на письме, замены гласных.
По характеру ошибок трудно различить артикуляторно-акустическуюи акустическую дисграфию, следовательно, при диагностике необходимо исследовать устную речь ребенка и речевой анамнез.
3. дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Языковой анализ и синтез включает в себя:
- анализ предложений на слова
- слоговой анализ
- фонематический анализ
Нарушения языкового анализа и синтеза могут наблюдаться:
- вследствие языкового недоразвития ребенка (ОНР, алалия);
- языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие.
Симптоматика:
- при нарушении анализа предложений – слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов; при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов - пропуски, перестановки слогов, добавление слогов. Перестановки слогов свидетельствуют о серьезных нарушениях письма;
- при нарушении фонематического анализа нарушается звуко-буквенная структура. Ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусках согласных букв при стечениях, перестановки и добавление букв.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза часто сочетается с акустической и артикуляторно-акустической дисграфией. Эта форма дисграфии характерна для детей с ОНР (резко или нерезко выраженным), алалией, ЗПР, умственной отсталостью.
4. аграмматическая дисграфия
Эта форма дисграфии выделена сравнительно недавно и признается не всеми авторами. Ее появление обусловлено недоразвитием у детей грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Аграмматизмы на письме необязательно связаны с аграмматизмами в устной речи. На письме это выражается искажением морфологической структуры слов, заменой префиксов, суффиксов, изменением падежных окончаний, нарушением предложных конструкций, изменением падежа местоимений, изменением числа существительных, нарушениями согласований, пропусками служебных слов, неумением конструировать предложение.
Аграмматическая дисграфия часто наблюдается у детей с ОНР, алалией.
5. оптическая дисграфия
Не связана напрямую с уровнем языкового развития ребенка.Традиционно считается ,что оптическая дисграфия протекает по аналогии с оптическими расстройствами. Ее появление может быть обусловлено:
- оптико-гностическими нарушениями (ребенок не узнает графический образ);
- оптико-мнестическими нарушениями (с трудом запоминает графический образ);
- нарушениями пространственных представлений.
Оптическая дисграфия может быть:
- литеральной (нарушение на уровне отдельных букв);
- вербальной (нарушение на уровне образа слова).
Симптоматика: неусвоение и неразличение графически сходных букв и их смешение (буквы, отличающиеся количеством элементов, пространственным расположением элементов), пропуски элементов (особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы), включение лишних элементов, неправильное расположение элементов, зеркальное написание.
Как не допустить дисграфию
Помните известную картину Ф.П.Решетникова «Опять двойка»? Прекрасная иллюстрация к жизни множества школьников, которым врачи поставили диагноз «дисграфия». Наверное, мальчик, так правдоподобно изображенный на картине, так же, как и наши современные дети, имел огромные проблемы с успеваемостью по русскому языку, корявый почерк и тоже делал какие-то странные, глупые и необъяснимые логикой ошибки в диктантах. Что же это за явление такое – дисграфия?
Дисграфия - это нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, связанных с несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.
Детки, которые пишут с ошибками и плохо применяют правила орфографии на практике, совсем не обязательно имеют нарушение письменной речи. Одно дело – написать «Мальчик умываеца» и другое - «Малчк имываца». При дисграфии удрученным родителям приходится видеть самые невероятные ошибки: и пропуски букв и слогов, и замены букв (например, у на и), и перестановки их местами. А сколько недописанных слов, слившихся со словом предлогов, отсутствия точек и заглавных букв! Бывает так, что даже сам ребенок не может понять, что он написал: «Старая верба свиснула нд вадой».
Нарушение письма – проблема серьезная, но вполне разрешимая. Опытный логопед справится с ней за год-два систематической работы. А вот как сделать так, чтобы уберечь своего малыша от необходимости годами посещать логопеда?
Прежде всего, надо осознать причины, которые приводят к дисграфии.
Родителям детей-дошкольников достаточно знать о двух блоках самых основных причин, которые приводят к стойким «логопедическим» ошибкам при письме.
- Медицинские. Если так случилось, что беременность или роды протекали не идеально, и малыш пострадал, то риск возникновения проблем с развитием возрастает. В результате гипоксии (недостатка кислорода в родах) страдают отделы головного мозга, от которых зависит, как будут формироваться психологические функции, участвующие в процессе письма. Если в дошкольном детстве из-за этого возникли нарушения устной речи, то они вполне могут отразиться на речи письменной.
- Социально-психологические причины. Психологи полагают, что недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности – все это губительно для созревания малыша и его обучения. Увы, дисграфия в этом случае – всего лишь одно из множества последствий неправильного отношения к ребенку. Так, завышенные требования при обучении порождают ситуативную тревожность: стремясь оправдать ожидания родителей, ребенок сильно нервничает в конкретной ситуации, например, при выполнении домашних заданий, что может приводить к различным проблемам развития. Любой перекос в детско-родительских отношениях отражается на всей жизни маленького человека, а уж на успеваемости в школе – в первую очередь. Многие психологи считают, что очень важен возраст начала обучения чтению и письму, а также методы и темпы обучения, которые, в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Считается, что обучать чтению надо не раньше 3,5-4 лет, и при этом учить писать буквы пока не обязательно. Рука ребенка, так же, как и вся его нервная система должна быть готова к процессу начертания букв.
Советы родителям
1. Всегда держите в памяти, что любые неприятности во время беременности и родов, а также на первом году жизни малыша повышают риск возникновения дисграфии. Это не значит, что родители должны жить с тоскливым ожиданием беды в душе. Всего-навсего нужно держать руку на пульсе развития малыша: вовремя показывать его специалистам, выполнять их назначения, много заниматься и так далее.
2. Необходимо консультироваться с логопедом каждые два года жизни малыша: в 2 года, в 4года и в 6 лет. Действуя таким образом, вы никогда не пропустите зарождающуюся проблему речевого развития. В дефектологии есть золотое правило – чем раньше начата работа по преодолению проблем, тем выше будет эффект. Как только вы поняли, что с речевым или общим развитием ребенка не все гладко, тут же начинайте подыскивать специалиста или профильный детский садик.
3. Пока ваш малыш-четырехлетка обучается чтению, начинайте готовить его руку к письму. Возможностей для этого миллион, достаточно заглянуть в любую Монтессори-группу, чтобы понять, как это нужно делать. Хорошо, если ребенок долго работает на больших листах формата А3, рисует пальчиковыми красками на огромных листах ненужных обоев, много лепит, вырезает, мастерит. Разнообразьте игры для развития зрительно-моторной координации. Пяти - шестилеткам очень нравится выжигать, делать поделки на детском гончарном круге или ткать самую настоящую ткань на маленьком ткацком станке. Все эти игрушки недорогие, и продаются во многих магазинах. В 4,5 года можно приобретать рабочие тетради, где с помощью простого карандаша ребенок учится соединять точки, штриховать, обводить, раскрашивать, писать печатные буквы. И только в 5,5, а лучше в 6 лет предлагайте работу в тетради в крупную клетку. Вот теперь полезно научить его вписывать печатные буквы в клеточки, писать под диктовку слоги и короткие слова. Зрительно-моторная координация среднестатистического ребенка готова к освоению письма в возрасте 6,5-7 лет. Письмо – это сложнейший психофизиологический механизм. Чтобы малыш смог научиться писать, как взрослый, обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов. Помогают овладеть письмом хорошо развитое фонематическое восприятие, фонематический анализ, который необходим для перевода звука в букву при письме, а также сформированные графомоторные навыки (слаженная работа пальчиков) и зрительно-моторная координация (система глаз-рука). Кроме этого, у малыша 7 лет должны быть хорошо развиты память, внимание, мышление, составляющие основу интеллектуальной деятельности. Ну а уж к речи ребенка предъявляются самые серьезные требования. Речевое развитие должно быть полноценным, другими словами, в 6-7 лет речь такая же, как у нас с вами, за исключением разве что содержания высказывания.
4. Не торопите ребенка при обучении чтению и письму. Иногда беглое чтение дошкольника приводит к дисграфии в школе: рука не успевает за мыслью и буквы пропускаются. Моторные возможности маленького ученика еще невелики, а слова при письме проговариваются очень быстро. Пропуски и замены букв – дело обычное при таком явлении. Притормаживайте малыша при письме, и помните, что беглое чтение до школы – не самоцель.
5. Не обучайте начертанию письменных букв до школы. Многие специалисты полагают, что учить письму дошкольника надо сразу с прописных букв. Тем не менее, детям с особенностями в развитии (а таких, по некоторым данным, до 70%) чрезвычайно сложно осваивать написание элементов прописных букв. Нарушения внимания, поведения, оптико-пространственной ориентации, нарушения речи и задержки умственного и моторного развития - вот далеко не самый полный перечень противопоказаний для овладения письмом прописных букв до 6-7 лет. Одна из самых больших проблем в этом деле – соединения между буквами – не решается в дошкольном возрасте. Нервная система даже совершенно здорового крохи еще не готова к освоению и точной дифференциации множества элементов прописных букв, которые по-разному пишутся в зависимости от того, строчная это буква или заглавная. Обучение правильному наклону букв, соблюдение полей, профилактика зеркального написания и равновеликости букв на строке - все это задача начальной школы. Если ребят учат этому до школы, то обычно удается добиться письма слов прописными буквами без соединений и наклона. Это – большая ошибка, как и когда ее исправлять? Один выход –переучивание в школе. Кроме этого, при поступлении в первый класс малыш может столкнуться с иной методикой обучения письму (постановкой руки), совсем не такой, к которой он привык. Ломать навык всегда сложнее, чем формировать его с нуля. Не забывайте, что в начальной школе каллиграфии уделяется большое внимание, за неудобочитаемый почерк снижаются оценки.
6. Исправьте все недостатки устной речи малыша в дошкольном возрасте. Почти все нарушения звукопроизношения имеют неприятную особенность отражаться на письме. Если ребенок заменяет звук Ш на С при говорении, то и при письме слов с этими согласными будет допускать ошибки. Если так получилось, что до школы все звуки речи исправить не удалось, продолжайте занятия с логопедом и в начальной школе.
7. Если кроме нарушений устной речи у ребенка отмечается еще и задержка психомоторного развития, обратитесь к психоневрологу, дефектологу и нейропсихологу. Дефектолог займется развитием памяти, мышления, внимания, логики. Логопед приведет в порядок всю речевую систему, а нейропсихолог с помощью специального комплекса упражнений и игр повысит обучаемость ребенка. Если есть показания к медикаментозному лечению, то в начальной школе его имеет смысл провести.
Если уж так случилось, что дисграфии избежать не удалось, то придется набраться терпения и знаний в поиске хорошего логопеда. Может быть, вы не сразу найдете «своего» специалиста, все равно не опускайте руки. Начиная со второго класса, приступайте к систематическим занятиям, не затягивайте с решением проблемы. Пускай ваш ребенок и не станет отличником, но зато двери в высшее образование для него не будут закрыты из-за неуда по русскому языку.