Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Развитие речи в норме
- Причины для беспокойства
- Когда нужен логопед
- Ваш малыш молчит
- Как сформировать речь
- Ваш ребенок левша
- А по русскому опять двойка.. Поговорим о дисграфии
- Немного о заикании
- У ребенка ДЦП
- Где можно проконсультировать ребенка
- Логопедический садик
- Упражнения для развития детей
- Артикуляционная гимнастика
- Готовность к школе
- Проверьте ребенка (обследование)
- Как найти логопеда
- Мелкая моторика
- Домашние задания
- Причины нарушений речи
- Не хочу в школу! Школьная дезадаптация
- Логопед-коллегам
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
ЭКСПРЕСС – ТЕСТ уровня речевого развития у дошкольников
Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда?
Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка.
Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Для тестирования лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден. Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка. Речевой материал рассчитан на определение уровня развития речи у детей старше 4,5 лет.
1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.
- Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
- Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.
- Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ :
1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.
2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу ( богатый словарный запас).
3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.
6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.
Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то, наверное, своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.
ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по-Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.
Вас должно насторожить, если:
– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
– ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;
– ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
– речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки. В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка Вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам
Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ.
Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».
Если:
– ребенок не может самостоятельно составить предложения;
– ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик. Машинка»);
– ребенок составляет очень короткие предложения;
– ребенок допускает ошибки грамматического характера («У машинки нет колесов»),
то Вашему ребенку необходима консультация логопеда.
ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе
Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки и т. п .).
Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком.
Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.
Трудности могут возникнуть при согласовании с именами существитвительными среднего рода или множественного числа. В этих случаях потренируйтесь составлять словосочетания с этими словами. Если Ваши успехи не значительны и ребенок по-прежнему ошибается, лучше обратиться за консультацией к логопеду.
ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов
Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, Вам нужно проверить – насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.
Сначала игрушку будет прятать Ваш малыш. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. В школе Ваш ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».
Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.
Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение
В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.
1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот – рты
Чашка – Перо – Лев -
Нож – Копье – Огурец -
Компьютер – Ком – Конец -
Вук – Вуло – Бармалец –
4). Лев – львица – львенок – львята
Тигр –
Лиса –
Медведь –
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Еж –
Бокр –
5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко – яблочный
Цветок – Виноград -
Стул – Апельсин -
Ларец – Морковь -
Помидор – Бумага -
Кар – Вода –
Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.
Мех – из меха какой? – меховой
Слива – из сливы какой? -
Груша – из груши какой? -
Молоко – из молока какой? -
Свекла – из свеклы какой? -
Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.
3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. С некоторыми словами придумайте предложения.
Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица.
Какие могут быть трудности:
– ребенок произносит только отдельные слоги;
– ребенок меняет слоги местами;
– ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги; – ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца;
– ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом;
– ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Этот раздел, при всей его кажущейся простоте и доступности, пожалуй, один из самых сложных. Связано это прежде всего с тем (и это отмечают многие логопеды), что многие родители привыкают к звучанию речи ребенка и просто не слышат дефектное произнесение каких-то звуков. Поэтому, если у Вас есть даже небольшие сомнения – правильно ли «звучит» речь малыша, лучше посоветоваться со специалистом.
Напомним, что формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т.е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой. Это значит, что если Вашему малышу еще нет пяти, он вполне на законных основаниях может не произносить звук «р», заменяя его другим звуком или совсем пропуская его. Но если ему уже больше пяти лет, а звук так и не появился, пора идти к логопеду. Специалист решит, что делать именно в Вашем случае.
Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.
Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогите, придумайте фразу вместе. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.
Примерный список слов:
«с» – санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» – замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» – цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» – чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» – лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» – ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверь
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Математические представления:
Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.
Память:
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Мышление:
Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.
Речевое развитие:
Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.
Представления об окружающем мире:
Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.
Готовность к школе
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Личностная готовность
Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.
Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.
Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполангает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Литература
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1998.
СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ПОНИМАТЬ СКАЗАННОЕ
Прочитайте вопросы, соответствующие возрасту Вашего ребенка, проставьте ответы (да, нет).
РОЖДЕНИЕ
Слушание и восприятие:
Слышит ли ребенок речь?
Пугается ли он или плачет от шума?
Просыпается ли он от громких звуков?
Речевое развитие:
Приятно ли ребенку издавать звуки?
Издает ли он звуки, когда Вы играете с ним, смотрите на него, перестаете смотреть и смотрите снова?
Оценка результатов
0-3 МЕСЯЦА
Слушание и восприятие:
Поворачивает ли ребенок голову, когда Вы смотрите на него?
Улыбается ли он, когда Вы говорите с ним?
Кажется ли Вам, что ребенок узнает Ваш голос и перестает плакать, если Вы обращаетесь к нему?
Речевое развитие:
Повторяет ли ребенок разнообразные звуки (воркует ли)?
Можно ли по характеру плача понять, что хочет ребенок?
Улыбается ли ребенок при виде Вас?
Оценка результатов
4-6 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
Реагирует ли ребенок на слово "нет"?
На изменения в тоне голоса?
Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки?
Замечает ли ребенок игрушки, издающие звуки?
Речевое развитие:
Лепечет ли ребенок, произнося различные звуки, например, Б, В, Т?
Дает ли ребенок понять (жестом или лепетом), если хочет чего-то еще?
Издает ли ребенок булькающие звуки, когда остается один?
Оценка результатов
7-12 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
Понимает ли ребенок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода, игрушка)?
Выполняет ли он требование "Иди сюда"?
Понимает ли, что обозначает "Хочешь еще?"
Нравится ли ребенку играть в "ладушки", "сороку-белобоку"?
Откликается ли он на свое имя?
Прислушивается ли он к разговору?
Речевое развитие:
Пытается ли ребенок подражать звукам?
Использует ли ребенок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание?
Произносит ли он цепочки слогов?
Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, нет, пока (слова могут произноситься нечетко).
1-2 ГОДА
Слушание и восприятие:
Показывает ли ребенок по просьбе части тела?
Выполняет ли простые команды "Кати мяч", "Обними куклу", "Найди ботинки"?
Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?
Показывает ли по просьбе изображения на картинках?
Речевое развитие:
Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, "Где кошка?"
Появляются ли простые предложения, например: "Дай пить"?
Появляются ли в его речи новые звуки?
Говорит ли он больше с каждым месяцем?
Оценка результатов
2-3 ГОДА
Слушание и восприятие:
Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: "Куклу положи спать, а мишке дай суп"?
Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?
Различает ли "домашние звуки": телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?
Речевое развитие:
Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?
Может ли он назвать словами практически все?
Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?
Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?
Оценка результатов
3-4 ГОДА
Слушание и восприятие:
Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате?
Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?
Отвечает ли на вопросы: "кто?", "что?", "где?", "почему?"
Речевое развитие:
Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду? Пересказывает ли то, что ему читают?
Произносит ли он правильно большинство звуков?
Понимают ли речь ребенка посторонние?
Пользуется ли он предложениями, состоящими из трех-четырех слов?
Оценка результатов
4-5 ЛЕТ
Слушание и восприятие:
Все ли понимает ребенок из того, что он слышит дома и в детском саду?
Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребенок слышит хорошо?
Нравится ли ему, когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?
Речевое развитие:
Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?
Все ли звуки он произносит правильно?
Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов?
Считаете ли Вы, что его речь грамматически правильно оформлена?
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
- Если на все вопросы Вы ответили "да" - ХОРОШО - восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.
- В Ваших ответах встречается:
- Одно-два "нет" - ВНИМАНИЕ - есть основание для беспокойства.
- Три и больше "нет" - ДЕЙСТВУЙТЕ - Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов. Проконсультируйтесь у педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.
ЛИТЕРАТУРА
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.
Вопросы подготовлены американской ассоциацией логопедов.
Раннее вмешательство
Вся будущая жизнь ребенка с двигательными, слуховыми или зрительными нарушениями зависит от того, как рано удается обнаружить у него эти нарушения. Один из методов выявления грубых нарушений основан на наблюдении за поведением ребенка, его реакциями в обычных ситуациях.На основании этого метода нельзя точно сказать, болен ли маленький ребенок. Можно только высказать подозрение о наличии у младенца тех или иных нарушений. Оправдаются ли эти опасения, выяснится, когда ребенок попадет к специалисту, и тот применит уже другие, точные и надежные методы обследования, или когда ребенок станет старше и невооруженным глазом будет видно, что с ним.
Мама или другой взрослый человек сначала наблюдает поведение ребенка, а потом решает, можно ли считать, что ребенок вполне здоров,или же его следует показать специалисту. Принимая эти решения, мама может ошибаться. Ошибки бывают двух типов. Ребенок может быть здоров, а мама ведет его к специалисту - такая ошибка называется ложной тревогой.
Но ребенок может быть болен на самом деле, а мама решит, что он здоров- такая ошибка называется пропуском. Вероятность ошибок уменьшается проведением повторных наблюдений. Для проверки эффективности ваших действий повторите оценку развития через 2-3 месяца
Оценка мамой себя и ребенка:
Оценивать следует хотя бы раз в месяц. Поставьте отметку(от 1 до 5, где 1 - очень плохо, а 5 - отлично) следующим умениям, качествам и способностям своим и ребенка:
Способности ребенка:
Внимание и интерес к людям
Зрительный контакт с мамой
Жесты (указывание, просьба взять, "пока-пока")
Умение смеяться
Умение улыбаться
Способность успокаиваться под влиянием людей
Способность переносить смену ситуации и новые впечатления
Внимание к игрушкам и вещам
Склонность "говорить" (гулить, лепетать, издавать звуки со значением)
Способность самостоятельно успокаиваться
Способности мамы:
Способность привлекать внимание ребенка
Умение удерживать внимание ребенка
Умение спокойно реагировать на капризы ребенка
Способность успокаивать и утешать ребенка
Способность угадывать желания ребенка
Способность доставлять удовольствие ребенку
Способность заинтересовать ребенка
Способность поддерживать те области развития ребенка, которые пострадали от его инвалидности (если у ребенка есть моторные, зрительные или слуховые нарушения)
Нормативы:
1 месяц:
- Социальные навыки:
успокаивается, когда его берут на руки и качают
успокаивается при виде взрослого
- Речевые навыки:
реагирует на голос, начинает усиленно двигать руками или ногами или, наоборот, замирает
кричит, когда его что-то беспокоит
- Навыки наблюдения и исследования:
внимательно смотрит не человеческое лицо или его изображение
сразу же замечает помещенный перед ним предмет
- Навыки самообслуживания:
питается из груди или из рожка
проглатывает жидкость без поперхиваний
2 месяца:
- Социальные навыки:
во время кормления грудью на короткое время прекращает сосать и смотрит в глаза матери
улыбается в ответ на улыбку взрослого
- Речевые навыки:
узнает голос матери
произносит звуки, когда с ним говорят или ему поют
- Навыки наблюдения и исследования:
трясет погремушкой, если ее вложили ему в руку
следит глазами за движущимся предметом
- Навыки самообслуживания:
открывает рот при виде бутылочки
пьет с ложечки
3 месяца:
- Социальные навыки:
узнает в лицо знакомых взрослых
оживляется при обращении к нему, начинает двигать руками и ногами, может смеяться
- Речевые навыки:
улыбается, когда слышит свое имя, реагирует на интонацию
пользуется голосом для выражения эмоций
- Навыки наблюдения и исследования:
смотрит на вложенную в руку игрушку
рассматривает собственные руки, двигая при этом пальцами
- Навыки самообслуживания:
открывает ротик, когда видит приближающуюся ложечку
съедает пищу с ложки
4 месяца:
- Социальные навыки:
огорчается, когда его оставляют в одиночестве
радуется, когда с ним играют (в "козу")
- Речевые навыки:
поворачивается, услышав, что его зовут
гулит, разговаривает таким образом с мамой, которая ему подражает
- Навыки наблюдения и исследования:
ощупывает лицо, волосы, одежду взрослого
улыбается собственному отражению в зеркале
- Навыки самообслуживания:
узнает бутылочку, тянется за ней, держит обеими руками, когда сосет
ест новую пищу без капризов, когда ее предлагают
5 месяцев:
- Социальные навыки:
тянется к знакомому взрослому
смеется, когда взрослый строит смешные гримасы
- Речевые навыки:
услышав звук, поворачивается и ищет его источник
начинает "петь" - тянет звуки, похожие на гласные с меняющейся высотой и громкостью
- Навыки наблюдения и исследования:
исследует свои ноги, играет с ними
пытается схватить движущийся предмет
- Навыки самообслуживания:
играет с губкой или игрушками в ванной
поднимает ноги, когда ему меняют подгузник
6 месяцев:
- Социальные навыки:
играет в прятки ("ку-ку")
плачет, когда отбирают игрушку
- Речевые навыки:
прекращает действия, услышав свое имя
произносит "м-м-м"
- Навыки наблюдения и исследования:
хватает предметы, рассматривает, ощупывает, берет в рот, трясет, бьет по столу
поднимает упавшую игрушку, если может ее достать
- Навыки самообслуживания:
пьет из чашки, которую держит взрослый
стаскивает шапочку с головы
7 месяцев:
- Социальные навыки:
начинает стесняться или бояться незнакомых людей
обнимает маму и показывает свою любовь к ней
- Речевые навыки:
понимает, когда его ругают
лепечет, повторяя несколько раз один и тот же слог
- Навыки наблюдения и исследования:
роняет игрушки и смотрит, как они падают
играет одновременно с двумя игрушками
- Навыки самообслуживания:
держит, кусает и жует пирожок или печенье
может самостоятельно поднести бутылочку ко рту
8 месяцев:
- Социальные навыки:
играет со взрослым в "ладушки"
огорчается, когда мама уходит
- Речевые навыки:
прекращает то, чем занимается, когда ему говорят "нельзя"
при игре со взрослым повторяет за ним те слоги, которые уже сам лепечет
- Навыки наблюдения и исследования:
преодолевает препятствие, чтобы достать нужную вещь
наклоняется и ищет упавший предмет
- Навыки самообслуживания:
кладет кусочки пищи в рот
стаскивает носки
9 месяцев:
- Социальные навыки:
хнычет или плачет, когда его ругают
сопротивляется, когда у него пытаются отобрать игрушку
- Речевые навыки:
реагирует на слова "иди ко мне" протягивая руки
подражает покашливанию, мычанию, цоканью и другим звукам
- Навыки наблюдения и исследования:
вытаскивает игрушку из коробки
ищет игрушку, которую спрятали у него на глазах
- Навыки самообслуживания:
жует пищу
помогает одеванию, просовывая руки в рукав
10 месяцев:
- Социальные навыки:
смотрит в том направлении, куда показывает взрослый
обнимает отца или другого родственника и показывает, что любит его
- Речевые навыки:
понимает, когда с ним прощаются
четко произносит одно слово (чаще всего "мама")
- Навыки наблюдения и исследования:
снимает пеленку, которой на его глазах закрыли игрушку
заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось
- Навыки самообслуживания:
поднимает чашку двумя руками
берет ложку за ручку
11 месяцев:
- Социальные навыки:
указывает на предмет, который хочет получить
подражает знакомым действиям мамы
- Речевые навыки:
понимает названия знакомых предметов
пытается повторять слова
- Навыки наблюдения и исследования:
катает мячик со взрослым
интересуется фотографиями
- Навыки самообслуживания:
пытается взять пищу ложкой
ест обычную твердую пищу
12 месяцев:
- Социальные навыки:
может отдать игрушку, когда ее у него попросят
машет ручкой "пока-пока"
- Речевые навыки:
хлопает в ладоши когда попросят
"говорит" на своем языке - произносит бессмысленные последовательности слогов
- Навыки наблюдения и исследования:
помнит, где в доме хранятся некоторые вещи
засовывает разные предметы в коробки и ящики
- Навыки самообслуживания:
пытается поднять к своим волосам расческу
просовывает ноги в штаны