Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Развитие речи в норме
- Причины для беспокойства
- Когда нужен логопед
- Ваш малыш молчит
- Как сформировать речь
- Ваш ребенок левша
- А по русскому опять двойка.. Поговорим о дисграфии
- Немного о заикании
- У ребенка ДЦП
- Где можно проконсультировать ребенка
- Логопедический садик
- Упражнения для развития детей
- Артикуляционная гимнастика
- Готовность к школе
- Проверьте ребенка (обследование)
- Как найти логопеда
- Мелкая моторика
- Домашние задания
- Причины нарушений речи
- Не хочу в школу! Школьная дезадаптация
- Логопед-коллегам
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.
Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
«Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
Данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.
«Дружные братья»
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
«Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
«Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
«Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Кольцо"
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
"Пальцы здороваются"
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;
"Человечек"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Коза"
вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Очки"
образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
"Зайчик"
вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Деревья"
поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
"Птички летят"
пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
"Сгибание-разгибание пальцев"
поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
"Бочонок с водой"
согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
"Миска"
пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
"Крыша"
соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
"Магазин"
руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
"Цветок"
руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
"Корни растения"
прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";
кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.
"Кулак-ребро-ладонь"
на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют также:
- Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;
- Научите ребёнка вязать крючком простейшую косичку. Нитки лучше взять потолще, например, шерстяные. Движения руки при письме и вязании крючком очень похожи.
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д. букв, складывание колодцев);
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал); бисероплетение
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
Массаж рук. Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны. Интенсивное растирание каждого пальца
- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
- Упражнение "Сорока-белобока"
- Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
- Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
- Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
- Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
- Сжимание ластика разными пальцами.
- Свободное постукивание пальцами по столу, одновременно и поочередно.
- Перекладывание мячей разного диаметра.
- Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
- Перекатывание в пальцах карандаша.
- Передача пальцами шарика от пинг-понга.
- Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон