Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
Речь — функция головного мозга
Итак, малыш родился. Первые три недели — сплошная борьба за его выживание: забота о пупочке, о каких-то неблагополучных симптомах, которые постепенно в течение 2-3-х недель сходят на нет. Затем проблемы с купанием, присыпками, пеленанием. Мама и папа учатся: оказывается, что пеленки надо проглаживать с обеих сторон.
И при чем тут советы логопеда? А вот при чем. Физиологами раннего детства выяснено, что уже на третьей неделе жизни ребенок начинает реагировать не только на тактильное восприятие материнских рук, на яркий свет, но и на звуки. И неспроста из глубины веков из поколения в поколение передаются от бабушек мамам колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают ребенка. Вначале это песни на каком-либо одном слоге, затем они оречевляются, обрастают значимыми для ребенка словами. Очень рано ребенок начинает реагировать на тембр голоса матери и других людей, но главное — на интонации. Известно, что точное содержание, значение слова может быть выражено только интонацией. Самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого повергают ветрах, не говоря уж о ребенке. И только ласковая интонация успокоит его.
Так вот, начнем с того, что ребенок прежде всего начинает различать интонации, выделять интонации любящих его мамы, бабушки, отца.
Мама должна начать говорить со своим малышом буквальной на третьей неделе его жизни, и даже с первого дня: голос матери всегда будет действовать на него положительно. Все действия, которые она с ним совершает: пеленание, купание,кормление и т. п. — она должна сопровождать подобием беседы с ним, например, «сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь» и т. д: Мать должна говорить не спеша, ласково, напевно. Так закладывается в еще не дифференцированной слухо-речевой памяти младенца та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.
О движениях. В настоящее время общепринятым считается мнение, что детей с самого раннего возраста не следует пеленать, надевать им распашонки с зашитыми рукавами, чтобы дети не царапали себе лицо. Как взрослому, так и ребенку необходима свобода движений. Ограничение движений ребенка путем пеленания тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. И вот тут-то и появляется проблема правшества и левшества у малыша. Ограничение движений рук сказывается на скорости формирования двигательных структур мозга.
Не забывайте, что человек и, прежде всего, ребенок склонен к подражательству. Какой рукой едят переученные в детстве с левой руки на правую родители, такой рукой может непроизвольно научиться есть и ребенок. И ничего плохого в этом нет, т.к. и ребенок-правша учится многое делать левой рукой, но никто на это не обращает внимание.
Ребенок учится говорить на родном языке в результате подражания речи окружающих его людей и, прежде всего, непроизвольно воспринимая на слух речь матери. При этом воспринимаемая на слух речь матери фиксирует мелодику родного языка, различные варианты интонаций, которые во всех языках мира различны.
Итак, слух! Ребенок, потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (педагог, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит его с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие произносить отдельные звуки, затем слова, — в лучшем случае, в 3-4-летнем возрасте.
Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. Но до этого он проходит стадии гуления и лепета. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата, то есть губ, языка, мягкого неба, глотки и гортани. Гуление у детей всего мира одинаковое. В 6-8 месяцев ребенок начинает лепетать, и его звуковой состав — результат «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Первыми звуками детей оказываются некоторые гласные и простейшие согласные: м, п, б, н, т, д. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога: «ма», «на», «ди» (иди), «ту», «да» (дай).
И лишь много позже, примерно к полутора-двум годам начинает формироваться первейший лексический состав речи ребенка, очень небольшой, одно-двусложный, состоящий из небольшого числа как слогов, так и слов.
НО! Но мозг человека организован так, что каждое из полушарий головного мозга выполняет (правда не сразу) свои определенные функции. Так, у взрослого человека-правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые, предметные признаки; затылочные доли ответственны за зрительное восприятие всего многообразия мира: от восприятия индивидуальных черт лица, особенностей всего растительного, живого и неживого мира, до огромной цветовой палитры, всех оттенков краски, радуги и т. п.
Височная доля правши воспринимает все неречевые звуки, издаваемые окружающим нас миром: различный шум воды, шорохи, шум ветра, пение птиц, «голоса» животных, и более того — восприятие интонаций речи, тембра голоса, всего многообразия музыкальных произведений.
Теменная же доля правого полушария у правши позволяет человеку осязать структуру своего тела, его частей и принимает активное участие в кинестетических навыках самообслуживания: ходьбы, бега, одевания и т. п.
Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля у взрослого человека «ответственна» за восприятие фонем родного (а позже и иностранного) языка, за слухо-речевую память, «ответственную» за акустическое удержание в речевой памяти серии слов, чтобы понять смысл развертывающейся во времени речи собеседника. Затылочная доля левого полушария у правши несет функцию распознавания пространственно организованных символов: алфавита, математических знаков, дорожных знаков, то есть эта доля позволяет читать и контролировать написанное слово (текст). Чрезвычайно важную функцию осуществляет у правши левая теменная доля: именно она хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными. Кроме того, эта левая теменная доля хранит в своей памяти весь лексикон человека, понимание и употребление сложных речевых оборотов (пословиц, поговорок, метафор, употребление предлогов, наречий и других частей речи).
И наконец, левая лобная доля правши организует синтаксис высказывания, которое развертывается во времени, эмоционально-волевую сферу, формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли.
У абсолютного правши ведущими являются левые ухо, глаз, рука, нога. У абсолютного левши ведущими оказываются правые затылочная, теменная, височная и лобная доли, реализующие все речевые и двигательные навыки этой группы населения.
И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить одинаково относительно комфортно в процессе овладения навыками речи, письма и чтения, если левшу насильно не переучивали писать правой рукой.
Кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50 % населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. Мозаичное в том смысле, что у них доминантными в реализации различных «фрагментов» или «операций» речевой деятельности участвуют не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемешку. По ведущему глазу субъект может быть левшой, а по «рукости» правшой, и наоборот: по всем признакам человек левша, а ведущий глаз у него не правый, а левый.
Переученный ребенок (левша) слышит речь «непереученным» ухом, и оно не может «найти» те области мозга, которые берут на себя функции устной речи. И пока суть да дело, из-за переучивания ребенка-левши (абсолютного или парциального) с левой руки на правую, в его субдоминантном полушарии без ведома старательных родителей должны образоваться кинестетические проекции руки, а уж рука «тянет» за собой и речь! А второе, субдоминантное у левши, левое полушарие всецело занятое своими неречевыми функциями, видите ли, должно «поступиться» своей драгоценной для него территорией. Вот и возникает у одних детей — «медведь на ухо наступил», у других — абсолютное неумение и нежелание заниматься ручным трудом, шитьем, третьи не могут нарисовать даже цветок и т. д. Вот к чему ведет переучивание. Но и этого мало. Нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие: ребенок становится либо упрямым, «поперечным», либо «сломленным», слабовольным, мнительным, неуверенным в себе, с целой серией комплексов неполноценности, с фиксацией внимания на своих речевых трудностях, с глубокими переживаниями «пустяков», в результате которых возникает заикание... А оно трудно преодолимо.
Не переучивайте детей с левой руки на правую! Не ломайте им психику!
Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками.
Хорошо или плохо, когда ребенок парциальный или «абсолютный» левша?
Очень важно воспитывать у ребенка 5-6 лет зрительное и слуховое внимание. Невнимательность у одних детей объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других детей невнимательность возникает в связи с их некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. И первые, и вторые особенности некоторых детей объясняются трудностями у них организации и мобилизации внимания.
В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания от учителя, у ребенка пропадает желание учиться. В итоге, — как считает профессор Т. В. Ахутина, — ребенок становится стойко неуспевающим.
Слуховое и зрительное внимание ребенка желательно воспитывать в самом раннем возрасте, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых игрушек), когда ребенок становится старше, ему предлагаютнайти перемещаемые по комнате громко тикающие часы и т. п. Зрительное внимание формируется у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему, затем две-три такие карты, и другими вариантами настольных игр.
Умение контролировать, вовремя тормозить свое слуховое и двигательное внимание отлично воспитывается в играх на поднимание и опускание рук: Кто летает? Кто бегает? Кто только стоит? Например, птица летает? Диван летает? Бабочка летает? А стол летает? И т. д.
Развитию различных вариантов зрительного и слухового внимания посвящены многие занятия воспитателей детских садов. Четырех-пятилетнего ребенка надо учить быстро переключать свое внимание при показе предметов обихода, частей лица и тела, находить спрятанный предмет или картинку по какому-либо признаку, например, вилку, ложку, ножницы по одной из их частей. На даче можно учить ребенка искать грибы и ягоды по тем или иным приметам и т. д.
Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, лежащие или нарисованные в лото или в книге слева от центра, а уже затем в центре и справа. Левую сторону листа желательно отмечать цветным карандашом, привлекая тем самым его внимание к этой части лица, и написав около нее букву «Л», а справа букву «П».
Статья М.К.Бурлаковой.
Одна из скрытых причин неуспеваемости в школе
Андрюша и Таня — брат и сестра, погодки. Родители решили отдать их в школу одновременно. Но вот что удивительно: пятилетняя Таня не произносит нескольких звуков, но уже вполне прилично для своего возраста читает и пишет, а Андрюша, которому шесть лет, никак не может освоить ни чтение, ни письмо, и тоже неправильно произносит некоторые звуки. Андрюша — хрупкий, плаксивый, немного неуклюжий ребенок, ему нередко достается от сверстников. Через год ему идти в первый класс, а он совершенно не готов к школе. Возможно, мальчика ожидала бы судьба двоечника, если бы родители вовремя не обратились к логопеду.
Многолетний опыт работы — как со взрослыми, потерявшими речь после инсульта, так и с детьми, — подсказал мне, что мальчик скорее всего левша. Проверить это очень легко. Прошу Андрюшу сложить пальцы рук «замком», а потом удобно скрестить руки на груди в «позе Наполеона» (рис. 1). В обоих случаях сверху оказывается большой палец левой руки и вся левая рука. Затем предлагаю ему «прицелиться», как бы стреляя из воображаемого пистолета, — он целится левым глазом.
Спрашиваю маму, не левша ли ее сын? Да, подтверждает мама, в раннем детстве он предпочитал все делать левой рукой, однако она его переучила.
Кстати, интересна дальнейшая судьба маленьких брата и сестрички. Андрюша был постарше и уже довольно хорошо говорил, не выговаривая лишь нескольких звуков, и главной его бедой было заикание. Сестричка не произносила множество звуков, но заикание еще не успело возникнуть, и в результате беседы с мамой детей и их бабушкой было остановлено переучивание девочки с левой руки на правую. Заикание у мальчугана было снято, но время от времени, когда он пошел в школу и волновался, заикание «всплывало». Уже знающие, что делать, мама и бабушка создавали для мальчика дополнительные условия душевного комфорта. Заикание постепенно стиралось, пропадало. Дети росли удивительно талантливыми. Уже с 6 лет сначала мальчик, а затем и девочка начали заниматься танцами. Позже юс пути разошлись: девочка пошла в музыкальную школу, а мальчик, преодолев застенчивость, стал занимать на хореографических конкурсах для школьников первые места. Оба ребенка успешно учились в школе, закончили гимназию, но увлечение танцами у мальчика сменилось увлечением астрономией, занятиями в кружке при планетарии, и, в конце концов, он поступил на отделение астрономии физмата МГУ, а более практичная девочка по совету мамы и бабушки захотела стать экономистом. При этом напомним, что мальчик был абсолютно переученным с левой руки на правую левшой, а девочка свободно владела обеими руками. Оба ребенка радуют маму и бабушку по сей день.
А вот другой пример. Ко мне обратилась за помощью мама восьмилетнего мальчика. При достаточно высоком интеллекте ребенок постоянно получал двойки из-за того, что очень плохо и медленно читал, а также писал с «невообразимыми» ошибками: пропускал буквы и целые слоги, переставлял буквы, пропускал слова, не всегда чувствовал границы слов, писал слова (и особенно предлоги) слитно с другими словами. Когда же дело дошло до чтения на скорость, мальчик от волнения начал заикаться. В результате первый класс он закончил с большим трудом и лишь условно был переведен во второй.
Третий пример. По рекомендации логопеда мама и папа привели на консультацию мальчика, дважды остававшегося на второй год в первом и втором классах, после чего его перевели в школу для детей с нарушением речи. При неплохом интеллекте мальчик начал говорить в четыре года и к моменту поступления в школу довольно верно произносил большинство звуков. В раннем детстве мальчик был любознателен, подвижен, несмотря на плохую координацию движений в быту и в игре (неловко брал ложку, вилку, неудачно бросал мяч и т. п.); не различал левую и правую руки, но очень любил слушать, когда ему читали сказки, басни, знал немало стихотворений с юмористическим содержанием. Поступив в школу для детей с нарушением речи, мальчик одинаково неловко рисовал и писал (с огромным количеством ошибок) левой и правой рукой, то и дело перекладывая карандаш из одной руки в другую. Наиболее выраженные трудности выявлялись в счете в пределах десяти (мальчик, стесняясь, тайком, под партой обращался к пересчету пальцев на руках), выявлялись трудности и в чтении не только текстов, но и отдельных слов. И все это при довольно обширном объеме воспринятых на слух знаний: родители (научные сотрудники) читали сыну все «интересное», вплоть до энциклопедии для начальной школы. Знания были, а школьные навыки формировались с трудом.
При первом же общении с родителями выявилось, что они оба левши, хорошо владеющие правой рукой и обучавшие сына буквально с пеленок владению правой рукой, поскольку все технические средства рассчитаны на «праворукие» навыки. Л мальчик был упорным левшой.
К моменту обследования он с интересом решал несложные интеллектуальные тесты, соответствующие его возрасту, был любознателен. Но активность мальчика мгновенно исчезла, как только я предложила ему написать предложения из 3-4 слов, а затем попросила его прочитать текст из «Книги для чтения» для первого класса и решить несколько арифметических примеров в пределах от 1 до 20. Из глаз потекли слезы, и мама увела его погулять, а отец в отсутствие мальчика извлек из портфеля множество тетрадей, пестревших сплошными красными двойками, тетради за пять лет обучения в разных школах!
Было над чем подумать, и не только над карнавалом двоек, которые сами по себе отбивали у ребенка желание учиться, но и над тем невероятным обилием самых неожиданных ошибок, которые «натворил» необычный школьник. Тетради я взяла для изучения ошибок, а вернувшегося ученика попыталась расположить к себе, расспросив его, что он умеет и любит делать. Оказалось,
PAGE 4 |
что его неловкие в письме руки (у мальчика был плохой почерк) неплохо исполняют несложные музыкальные пьески на пианино, что-то выпиливают и т. п. И вдруг... мальчик, улыбаясь, заговорил со мной на каком-то невероятном языке и, в и, в ответ на мое удивление, взял книгу и начал по ней читать справа налево! А затем -то слева направо, то справа налево! Читает и хохочет, радуясь моему недоумению.
Так вот в чем дело! Редко описываемый в научной литературе феномен: спонтанно возникающее умение писать справа налево, зеркально, описанное в нескольких научных работах умение левшей произносить не только слова, но и целые фразы «шиворот-навыворот». Возможности нашего мозга удивительны!
Пользуясь навыками сложного зеркального письма, Леонардо да Винчи «зашифровал» на несколько веков свои технические изобретения. Одновременно работая левой и правой рукой, он одной рукой чертил, а другой писал поверх чертежа. Но то был гений! А тут несчастный ребенок своих умных родителей, запутавшийся между своим ведущим левым глазом, читающим справа налево, и формируемыми в школе навыками письма слева направо! Хорошо, что у него оказались родители-правдоискатели, а то ведь отбить желание учиться, награждая ребенка двойками изо дня в день, — немудрено. Отсюда и в арифметике проблемы: как решить во втором классе справа налево пример 9 — 3 =... Это «мы не проходили»: от трех отнимать девять?1
Вот к чему может привести настойчивое переучивание левши с левой руки на правую: 1) недостатки произношения, заикание; 2) трудности в школьном обучении; 3) второгодничество; 4) нелюбовь к чтению чуть ли не на всю жизнь; а бывает и похуже: негативизм, уход из школы и из семьи, бродяжничество.
Случай четвертый. Главному врачу учреждения, где я работала, пришло письмо из школы с просьбой повлиять на ученицу седьмого класса, с воспитанием которой не справляются ни мать (наша медсестра), ни школа. Письмо было передано мне, и я попросила маму привести ко мне ее «трудновоспитуемую дочь». Пришла заплаканная обыкновенная девочка, милая, славная. У меня в кабинете сидел неговорящий вследствие инсульта больной с параличом руки и ноги. Я усадила девочку в кресло, отправила мать работать и продолжала занятие с больным. А потом попросила девочку проводить больного до лифта.
— Ну, вот какие у меня ученики, — сказала я девочке, когда она вернулась. — Видишь, как ему трудно жить, е/г ходит, почти не говорит, но как он старается научиться читать и писать. Л у тебя какие беды ? Почему не хочешь учиться ?
Слово за слово... Отсутствие любимого учителя, любимого предмета, условные переводы из класса в класс, первая любовь. Конфликт с девочками, скромная одежонка, левшество. Опять лев-шест во! Лучше прогуливать школу и лежать, уткнувшись носом в стенку...
Начались зимние каникулы, девочка стала помогать маме на работе. Доброе, ласковое отношение к ребенку как сотрудников, так и больных сделали свое дело. После каникул девочка веселая вернулась в школу. Все неприятное осталось позади, она захотела стать медсестрой. Оказывается, соучастие тоже учит и лечит.
При чем тут левшество? Загадки и отгадки...
Переученные левши! Но ведь выбор правой или левой руки — это не каприз ребенка. Он связан с распределением ролей различных психологических функций между полушариями головного мозга. Правшество и левшество заложены в человеке от рождения, передаются по наследству из поколения в поколение. Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, в зрелом возрасте они делают левой. Приведу ряд примеров из жизни взрослых людей.
Нередко с возрастом люди забывают о своем левшестве в детстве и отрицают его. И вот одна больная — портниха, отрицавшая, что она левша, — неожиданно вспомнила, что шьет она (ее этому обучила в детстве мать) правой рукой, а обметывает петли, швы и подшивает подпольник только левой. Молодой человек, считавший себя правшой, неожиданно во время обследования восклицает: «Все делаю правой, а надписи и портреты на памятниках режу только левой/». Третий больной на вопрос, кем он хотел стать в детстве, горестно воскликнул: «Как отец, хотел стать скрипачом, но была война, негде было достать скрипку для левой руки!». Так неожиданно взрослые люди вспоминают, что в детстве они были левшами.
В детстве! Но ведь природу не переломишь. Правая рука нередко остается уних менее ловкой, менее приспособленной к труду.
Приведу еще один пример. Один из наших выдающихся пианистов, не подозревая, что он левша, покорил в юности весь музыкальный мир, стал лауреатом одного из международных конкурсов, виртуозно исполнив концерт для левой руки французского композитора М. Равеля. Выявилось левшество пианиста лишь в позднем возрасте в связи с нарушением мозгового кровообращения в правом полушарии головного мозга, приведшем к негрубым нарушениям речи, письма, чтения и неловкости в левой руке. Так пианист мирового класса узнал, что он скрытый левша...
Бурлакова М. К. Не переучивать!: Одна из скрытых причин неуспеваемости в начальной школе // «Семья и школа». — 1996, № 9. - С. 4-6.