Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Логопед-коллегам
- Афазия и алалия
- Афазия. Нейропсихологический подход
- Дизартрия. Нейропсихологический подход
- Заикание. Нейропсихологический подход
- Дисграфия и дислексия. Нейропсихологический подход
- Алалия. Нейропсихологический подход
- Литература
- Курсы и семинары
- Логопедическое заключение
- Ринолалия
- ОНР
- Логопедический массаж
- Дыхание
- Аутизм
- Слух и зрение
- Особые дети
- Голос
- Дислалия
- Говорим правильно
- Дисграфия: занятия, диагностика, коррекция
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
Наш особый ребенок
Представьте: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький – не может ответить почти ни на один вопрос. На детской площадке, в кругу таких же мамочек вам никогда не приходится похвастаться его успехами: «А мой-то, представляешь!уже буквы в слоги складывать научился, и все сам, без помощи!» В садике вашего карапуза редко хвалят, и то – за примерное поведение на занятиях. А откуда возьмется «не примерное», если он и ответить-то ничего не может. Люди помягче только головами качают, а кто и бросит сгоряча: «Ну что за дурачок!»
К сожалению, попасть в разряд «дурачков» малышам становится все проще. Требования к интеллектуальной состоятельности и успешности ребенка растут, а отношение общества к «неудачникам» находится по-прежнему на уровне людей каменного века. Такое «анти-гуманистическое», подчас граничащее с жестокостью, отношение людей к детям, «не тянущим» школьную программу, продиктовано не только дремучей невежественностью наших мам и пап. Корни непримиримости к любому отклонению всегда лежат во внутреннем страхе: «А вдруг и с моим такое случится».
Однако, вся ирония заключается в том, что все мы, попадая в разные жизненные обстоятельства, часто выглядим «дурачками»: провалились на экзаменах, уволили с работы, поддались на уговоры «лохотронщиков». Разве это говорит о нашей интеллектуальной несостоятельности? Даже если уровень IQ у вас и у вашей соседки с разницей в 20 баллов (не в пользу соседки), никому не придет в голову, что у нее в жизни одни неудачи и глупости происходят. Полно «ограниченных» людей с высшим образованием на хорошей работе.
Задержка психического развития (ЗПР)
ЗПР - один из видов дизонтогенеза развития, характеризующийсяпрежде всего нарушением работоспособности, нарушениями темпа развития атакже нарушениями предпосылок интеллекта (эмоционально-волевая сфера,память, внимание, восприятие) при его потенциальной сохранности.Интеллектуальное развитие задерживается вторично. Группа ЗПР составляетпримерно 15% детей школьного возраста.
ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. ЗПР – это не умственная отсталость.
Чем же отличаются эти два диагноза?
1. У.о. не исчезает бесследно, ребенка можно лишь очень хорошо адаптировать к жизни и труду. Возможности такого малыша имеют свой «потолок». Например, даже в 15 лет подросток с у.о. не поймет переносный смысл фразы «Под лежачий камень и вода не течет». Абстрактно-символическое мышление никогда не сформируется до нормального уровня. Ребята с ЗПР полностью компенсируют свой недостаток в процессе специального обучения. Вырастают в обыкновенных людей, которые в состоянии овладеть любой профессией и успешно трудиться.
2. Мозг малыша с у.о. пострадал глобально, то есть задетыми оказались все высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально – личностная сфера. У ребенка с ЗПР лишь частичное поражение тех или иных структур мозга и не настолько глубокое.
3.Уровень обучаемости ребят с у.о. и ЗПР абсолютно разный. Если вовремя начать заниматься с ребенком с ЗПР, он может достигнуть уровня развития нормального малыша его возраста. При у.о. это невозможно.
Трудно точно сказать о причинах возникновения ЗПР. К ним относятся абсолютно все «вредности» внутриутробного развития:
- болезни и стрессы беременной мамы,
- травмы плода,
- курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы,
- неприятности в родах, конечно, тоже могут стать виновниками отставания в развитии крохи,
- очень важны и первые месяцы его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, встатвать, ходить,
- отдельная причина и даже плодородная почва для любых задержек развития – это неблагоприятное окружение в семье: родители – алкоголики, физические наказания, вербальная грубость взрослых (угрозы, окрики, мат), примитивность их желаний и устремлений, неправильное воспитание.
Задержка психического развития бывает разной.
1.Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью), как будто «засыпают». Часть из них можно «разбудить» и заставить работать, а некоторые – нет. А ведь можно обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, и помочь организму скомпенсировать дефект, если сам он не справляется. Именно по такому принципу работают дефектологи. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство и слаженная работа многих специалистов на протяжении многих лет.
2.Также выделяют ЗПР у детей ослабленных бесконечными болезнями. Как развиваться мозгу, если организм регулярно сотрясают тяжелейшие инфекции? Здесь уже на первый план для организма выходит спасение самого себя, и все жизненные силы уходят на это. Такой малыш и выглядит бледненьким, худеньким, вялым, будто витающим в облаках. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и много-много страха. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребенка нужно налаживать в условиях и больницы, и санатория.
3. Но несмотря на такие трудные случаи, все-таки, самой тупиковой, на взгляд дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Вообще, низкий социо-культурный уровень родителей повысить нельзя никакими способами. Опыт показывает, что устоявшиеся традиции воспитания в таких семьях настолько сильны, что не поддаются изменению ни беседами, ни рекомендациями, ни предупреждениями. Как правило, мама вообще плохо понимает, что ее ребенок отстает от сверстников, а если понимает, то ничего не делает. Очень обидно, когда ЗПР приобретенная, когда малыш просто «отупел» от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.
Тестируем сами:
Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его маленьким достижениям все больше растут.
Приблизительно в 2-3 года у внимательной, чуткой мамы закрадывается подозрение, что «что-то не так». К 4 годам обычно ребенка консультирует логопед или невролог, редко – дефектолог. В 5-6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитии эмоционально-волевой сферы.
К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать своего малыша врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть! Как же понять родителям, далеким от дефектологии, что происходит с их ребенком? Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР или нет, а может, стоит подозревать нечто более серьезное.
Вот несколько тестов, которые помогут если не успокоиться маме и папе, то, по крайней мере, разобраться в проблеме и вовремя начать оказывать помощь ребенку:
Тест №1: основан на простейших наблюдениях за крохой на 1 году его жизни. Записывайте все главные «ступеньки» развития малыша: когда начал держать головку (это должно произойти не позднее1,5 мес), когда начал переворачиваться (в 3-5 мес), хватать игрушку (примерно в 4 мес), когда начал сидеть (не позже 8 мес),вставать (8-10мес), ходить (самое позднее – в 1г.2мес). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в2 мес, а лепетать – с6-8мес. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его – в 10-12 мес. Первое «мама» вы должны услышать примерно в первый день рождения малыша. Если все эти возрастные рамки сильно растянуты, а малыш малоэмоционален, долго не узнает близких - есть повод для беспокойства.
Тест №2: для малышей 9-10 мес.очень хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в «Ку-ку». Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. «Где киска?» -удивляетесь вы. Девятимесячный малыш должен с уверенностью первооткрываетеля убрать коробочку с киски и чрезвычайно обрадоваться найденному. Малыш уже «видит» сквозь стены, то есть он уже понимает, что данная игрушка не исчезла бесследно. Формируются простейшие мыслительные навыки.
Тест№ 3: для малышей от1 до1,5. Самое простое, что поможет вам «схватить» проблему вовремя, это оценить речевую и двигательную активность малыша. Если он с интересом наблюдает за новой игрушкой или предметом, пытается схватить ее, попробовать на вкус; если он громко возмущается, например, во время массажа, и радостно «агукает» и тянется ручками к маме, вернувшейся с работы; если, играя сам с собой, все время что-то «бубнит» или «мычит» себе под нос – то развитие крохи идет, скорее всего, по возрасту. Если активность (в том числе познавательная) невысока, нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу.
Тест № 4: для ребятишек от2 до 3 лет: Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Для теста можно взять, например, «активный куб», с каждой стороны которого прорезаны такие отверстия. Такой куб легко разбирается, и для теста мы возьмем самую простую его часть: с кругом, квадратом, треугольником. Положите перед малышом сторону куба и 3 фигурки, подходящих к ней. Понаблюдайте, что он будет делать. Если игра ему не знакома – сначала научите его правильно вкладывать геометрические формы. Затем предоставьте ему самому справиться с задачей. Очень важно определить, как малыш умеет обучаться, как применяет полученные от взрослого знания. Если вложить фигурки удалось - нет и речи о грубых отставаниях в развитии. Если даже после многократных проб кроха не справился с заданием – стоит обратиться к хорошему психоневрологу или дефектологу.
Тест№ 5: для ребят от 3 - 5 лет. Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития здесь становится речь. По тому, как, что и сколько малыш говорит, можно понять очень многое. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем, услышать грамматические и звукопроизносительные неточности, определить уровень понимания обращенной речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед, но кое-что сделать под силу и родителям. Попросите малыша объяснить, что такое пылесос, компьютер, закат, гроза, транспорт. Поймете ли вы его объяснения? Конечно, маленький кругозор ребенка еще не показатель наличия у него ЗПР, но в совокупности с другими «подводными камнями», он лишь подчеркивает имеющуюся проблему.
Тест № 6: для ребятишек 5-6 лет.
- Ребенок 5 лет должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание. Поиграйте: положите на свою ладошку 3 шарика, покажите их малышу, пусть посчитает. Сожмите руку в кулак и спрячьте за спину. За спиной переложите 1 шарик из одного кулака в другой и покажите малышу ту же ладошку, но уже с 2 шариками. Вторую руку держите в кулаке перед ребенком. « Как ты думаешь, сколько шариков в кулаке?» Посчитав 2 оставшихся шарика, ребенок 5 лет должен уверенно сказать, что в кулаке спрятан 1 шарик. Если ему трудно не то, что шарики считать, а вообще сосредоточиться на задании, если даже счет до 5 вызывает трудности – срочно спешите к специалистам.
- Ребенок уже в 3 года понимает, где «один», а где «много», где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое (все, что побольше –всегда надо для себя припасти). Если в 5 лет ребенку трудно даются эти понятия, он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы – есть все основания предполагать у него ЗПР. Также ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8-10 колец. Понятия величины, размера плохо формируются, с задержкой.
- Считается, что в 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый.
- В 5-6 лет и продуктивная деятельность много расскажет нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование, то есть все виды деятельности, где ребенок самовыражается. Но если запас образов в памяти невелик, все время ускользают детали объектов – никогда не получится красивый, правдоподобный рисунок или постройка. Стоит волноваться, если 5 –летний карапуз все еще рисует «головоногов», то есть людей без туловища, бесконечные «каляки-маляки», а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Частенько такие ребята никак не усвоят написание даже простейших букв: палочки рисуют в разные стороны, да еще и справа-налево. Обычно и координация движений оставляет желать лучшего.
Кто поможет?
- Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно посетить психоневролога. Не невропатолога, а именно психоневролога. Если врач является хорошим специалистом, он не будет рубить сплеча и вовсю раздавать диагнозы, один другого страшнее. Такому врачу верить не стоит: нарушенное развитие – это не очевидная болезнь органа, такое нарушение нужно еще и доказать. Конечно, опытный врач сразу заметит неладное у ребенка 5-7 лет, но даже в этом случае нужно пройти ряд обследований, на основании которых психоневролог и сделает окончательный вывод. На первом приеме у врача (да и у логопеда, у психолога, где угодно!) многие детки стесняются, замыкаются, ведут себя не совсем адекватно, что, конечно же, сказывается на результатах обследования. Как часто врачи, не подумав, вешают ярлык такому малышу «аутизм», «олигофрения», «алалия» (отсутствие речи). Каждый родитель обязан защищать своего ребенка, в том числе и от поспешных выводов горе-врачей.
Допустим, что психоневролог оказался добросовестным специалистом и заподозрил ЗПР у вашего 5-летнего малыша. В этом случае, врач обязан собрать анамнез, то есть расспросить вас о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни вашего крохи. На основании даже этой первой беседы, он может попросить вас сводить ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмму) или эхо-ЭЭГ (это исследование считается более точным).
- Также вам необходимо будет посетить ЛОР-врача, чтобы исключить нарушение слуха (у слабослышащих ребят ЗПР возникает вследствие этого дефекта).
- Затем – окулиста ( и у слабовидящих ребятишек бывает ЗПР как вторичное нарушение развития).
- Ну, и конечно, нужно пройти тщательное обследование у логопеда. Логопед должен уточнить, есть ли у ребенка ЗРР (та или иная задержка развития речи). Если ее нет, то о никакой ЗПР и говорить не приходится.
- Если у вас есть возможность, сходите еще к хорошему (то есть опытному и доброму) дефектологу. Он не только еще раз подтвердит или опровергнет диагноз ЗПР, но и сможет разобраться, что вызвало ЗПР: бывает что ЗПР выступает как самостоятельное нарушение развития, а бывает, что вследствие, например, педагогической запущенности. Также дефектолог определит, какой именно вид ЗПР у малыша: органического происхождения, соматического или социального. Все это важно для планирования работы, ведь в каждом случае коррекция разная.
Если ЗПР есть.
Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь эта проблема хорошо поддается коррекции. Например, у хорошего дефектолога из 10 детей в группе к школе у восьмерых снимают этот диагноз. Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений , и все обследования пройдены. Родители такого малыша имеют право на зачисление в группу для детей с ЗПР, которые обычно комплектуются в обычных садиках.. Туда набирают не более 10 чел. И тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу. Помимо дефектолога с ребятами занимается логопед (часто эти должности совмещаются одним человеком). Психолог также обязан быть при такой группе. Все остальные занятия проводит воспитатель так же, как и в обычных группах. В целом, в задачи специалистов входит развитие мышления, памяти, внимания деток до максимально возможного уровня, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Разумеется, ребят обучают грамоте и азам математики. Большое внимание уделяется работе с родителями. Очень малорезультативны занятия с детками, чьи родители игнорируют род.собрания, домашние задания дефектолога, советы психолога и воспитателей. Как правило, такие ребята оказываются недостаточно подготовленными к школе, даже если с ними занимались первоклассные специалисты.Если малыш по результатам тестирования школьного психолога однозначно не сможет хорошо учиться в 1 классе обычной школы, то это не повод для паники. Очень многие мамы и папы даже просят определить их чадо в класс коррекции (или выравнивания, что одно и то же). Такие классы, к сожалению, есть не в любой школе, хотя потребность в них огромна. В таком классе очень щадящая обстановка, хотя программа обучения такая же, как и у всех. В классе 10-12 чел., у учителя есть возможность уделить внимание каждому ученику. Обязательно с маленькими учениками работает логопед и психолог. После начальной школы, то есть после 4 класса, дети переходят в обычный 5 класс, и учатся там, как и остальные школьники. «Выравнивание» успешно закончилось.
Задержка психического развития при детском церебральном параличе (ДЦП)
При наличии ДЦПотклонения в психическом развитии младенцев регистрируются с первых недель жизни. Часто у них отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы. После 3 месяцев могут оставаться врожденные оральные автоматизмы и синкинезии. Зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2-х месяцев. На звуковые раздражители дети либо не реагируют, либо реакции носят защитный характер. Снижена способность к фиксации взора на движущемся предмете. С отставанием на 1-2 месяца появляется улыбка. С 3 месяцев выявляются нарушения в строении артикуляторного аппарата, отклонения в процессах голосообразования и движения.
Двигательные нарушения наряду с расстройством тактильных и мышечно-суставных ощущений затрудняют ребенку получение информации о форме предметов, их величине, особенностях материала, из которого они сделаны. Большая часть детей с ДЦП имеет различные нарушения зрения и слуха. У всех детей, пораженных ДЦП, выявляют черты церебрастенического синдрома, нарушение функций произвольного внимания, памяти, эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированность эмоций,обеднение мотивационной сферы. Задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире в силу относительной изолированности на ранних этапах онтогенеза.
При спастической и гемипаретической формах ДЦП примерно 13детей страдает умственным недоразвитием, у остальных регистрируется задержка психического развития (главным образом за счет недоразвития навыков анализа пространственных отношений и конструктивного мышления). В силу оптико-пространственной недостаточности при обучении выявляются дисграфия, дислексия, дискалькулия. Способность к абстрактно-логическому мышлению может развиваться в достаточной степени.
При гиперкинетической форме ДЦП у детей наблюдается снижение остроты слуха и отставание в развитии навыков абстрактно-логического мышления, в то время как конкретно-действенное мышление развивается у них в достаточной степени. Часто они недостаточно критичны к своему поведению, нередко бестактны, не учитывают тонких ситуативных моментов в межличностных отношениях. У таких детей могут быть замедлены мыслительные операции. Бывает, что они двигательно расторможены, назойливы, аффективны, неустойчивы, эгоцентричны.
Задержка психического развития при общем недоразвитии речи
Своеобразная задержка психического развития наблюдается у детей с моторной (экспрессивной) алалией. Мыслительные операции на конкретно-действенном и наглядно-образном уровне обычно реализуются достаточно успешно. В то же время у таких детей регистрируются многообразные расстройства языковых операций: извращение звуковой и слоговой структуры слов, разнообразные аграмматизмы, бедность словаря, чрезмерное сужение или расширение значения употребляемых слов, разорванность высказываний, свертывание повествований и т. д. Формирование абстрактно-логического мышления из-за тяжелых языковых нарушений отстает в развитии, что порождает затруднения в общении со сверстниками, затягивает этапы школьного обучения.
Подробно смотрите в разделе " Алалия".
Давайте разберемся, от каких распространенных пед. систем и методик вред малышу с ЗПР, а от каких – польза.
- Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для деток с особенностями в развитии. Дело в том, что только здесь обобщен весь мировой опыт педагогических новаций, проверенных временем. Научно обоснованная, до мелочей выверенная, система Марии Монтессори не перестает удивлять дефектологов и логопедов.Родители не только удивляются, но и активно принимают ее. Здесь ваш малыш с ЗПР получит уникальную возможность работать и развиваться по своим внутренним законам. Наблюдение для Монтессори-педгога – главный инструмент в работе. Наблюдая за каждым малышом, педагог составляет его психологический и личностный «портрет», намечает план работы и вместе с ребенком воплощает его в жизнь, где-то направляя малыша, а где-то предоставляя ему справляться самому. Именно такой подход позволит сделать из малыша не покорного ученика-исполнителя, а человека, который демонтстрирует все свои скрытые возможности, самостоятельную личность. Об интеллектуальном развитии в таких группах и говорить не приходится. Все выпускники всегда готовы к школе, читают, пишут, оперируют с многозначными числами, умеют работать как самостоятельно, так и в команде.
- Вальдорфская педагогика не очень подходит для таких ребят как педагогическая система. Здесь учитель выступает в своей авторитарной, главенствующей роли, где ученику отведена роль слушателя исполнителя. Личность ребенка с ЗПР очень своеобразна, ее легко подавить. Многие ребята страдают еще и инфантилизмом, с которым можно бороться только, предоставляя ребенку больше свободы в выборе и самостоятельности. В Вальдорфских садиках это, к сожалению, сложнее реализовать.
- Методика Н.А.Зайцева. «Кубики Зайцева» - адекватная образовательная технология, особенно для ребят с ЗПР. Мало того, что по «Кубикам» малыши учатся читать быстрее даже своих сверстников, так еще и само обучение проходит радостно, насыщенно, с «беготней». Качество обучения очень высокое: уже в 5 лет ребята с ЗПР будто сами, без принуждения, узнали, что такое ударение, заглавная буква, точка, а правила жи-ши, ча-ща, чу-щу вообще не подвергаются сомнениям. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны, с трудом усваивают понятия «буква», «слог», «слово». «Кубики» - едиенственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной игровой форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.
- Большой вред для «особенных» малышей приносит обучение чтению по методу Глена Домана. Эти занятия даже «обучением грамоте» нельзя назвать, так как как раз грамотными дети и не становятся. Обучаясь по этой методике мозг ребенка «загружают» однотипной информацией: зрительными образами слов на карточках. В принципе, сама идея не нова: глобальное чтение испокон веку использовалось в обучении глухих детей. Но всегда (!) на определенном этапе от глобального чтения отходят, чтобы дать ребенку почувствовать сам язык, во всем своем многообразии языковых форм. Предъявляя ребенку карточки со словами, исключается сама возможность усвоения окончаний (падежей, родов, числа). Ребенок воспринимает слово как картинку, которую просто «узнает» из ряда остальных. Для малыша с ЗПР такой подход губителен. Мало того, что памяти ребят с ЗПР никогда не осилить такой объем «картинок», так еще и развитие речи страдает. Словарь у малышей бедный, огромное количество аграмматизмов (неверное употребление как раз окончаний, суффиксов, ударений, недопонимание взаимосвязи слов в предложениях). Очень важна работа по осмысленному обучению грамоте, в процессе которой ребенок наглядно видит, как изменяются слова, как получаются новые: КОТ – КОТЕНОК – КОТЯТА; ЕХАТЬ-ПРИЕХАТЬ- УЕХАТЬ; СНЕГ-ПОДСНЕЖНИК-СНЕГУРОЧКА; МЯЧИК-МЯЧИКУ-МЯЧИКОМ-О МЯЧИКЕ и т.д
Во многих детских центрах существуют интересные занятия, которые очень подойдут детям с ЗПР. Например, прекрасно подтолкнут развитие малыша занятия по лего – терапии, сенд-терапия (с использованием песка), игровая терапия, сказкотерапия.
Главное для родителей малыша с ЗПР – никогда не опускать руки. И тогда, на приеме уже у школьного психолога, да и на детской площадке, вы сможете по праву гордиться своим малышом и собой гораздо больше, нежели другие: ведь вы совершили маленький подвиг – изменили судьбу маленького человека в лучшую сторону!
Золотые правила дефектологии:
1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны ВСЕГДА есть.
3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов
4. Уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.