Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Логопед-коллегам
- Афазия и алалия
- Афазия. Нейропсихологический подход
- Дизартрия. Нейропсихологический подход
- Заикание. Нейропсихологический подход
- Дисграфия и дислексия. Нейропсихологический подход
- Алалия. Нейропсихологический подход
- Литература
- Курсы и семинары
- Логопедическое заключение
- Ринолалия
- ОНР
- Логопедический массаж
- Дыхание
- Аутизм
- Слух и зрение
- Особые дети
- Голос
- Дислалия
- Говорим правильно
- Дисграфия: занятия, диагностика, коррекция
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
- Работа над физиологическим и фонационным дыханием
Воспитание дыхания и развитие голоса – это единый процесс. Основное внимание при подборе упражнений направлено на:
- воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха;
- тренировку носового дыхания;
- умение произвольного расслабления;
- выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
1) не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений,
2) следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом,
3) чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота,
4) движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.
по вопросам психо-физиологического развития
Примеры упражнений для гипертонусных нарушений:
1) Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, пф, пш.
2) Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе «ух» (упражнение «дровосек»).
3) Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе гласных звуков с, ух, уф.
Примеры упражнений для снятия напряжений:
1) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочерёдно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.
2) вдох – голову с напряжением повернуть к правому плечу, на выдохе медленно перевести к левому плечу. Повторить 3-4- раза и наклонить голову вниз, чтобы расслабить мышцы шеи.
3) вдох – голову с напряжением закинуть назад, выдох – наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, произнося при наклоне поочерёдно гласные звуки «а», «о», «у».
При гипотонусе рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру. |
При гипертонусе рекомендуются упражнения, способствующие снятию излишней напряжённости |
Исходное положение: стоя. Смещение центра тяжести вверх. Вовлечение максимального числа крупных мышечных групп. Использование отягощения для оказания активного сопротивления движению. Полная амплитуда движений. Увеличение сложных упражнений. Увеличение числа повторений. Быстрый и средний темп выполнения. Укороченные паузы отдыха. |
Исходное положение: лёжа, сидя. Смещение центра тяжести вниз. Ограниченное число мышечных групп. Исключение отягощения движений.
Ограниченная амплитуда движений. Увеличение простых упражнений. Уменьшение числа повторений. Средний и медленный темп выполнения. Продолжительные паузы. |
Фонационные дыхательные упражнения начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей (независимо от характера нарушений). Их выполнение осуществляется статически или динамически (сопровождая медленным разведением рук в стороны, наклонами и поворотами головы и туловища, движениями ног и т.д.)
Например: «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением: ф! ф! ф! ф! Свеча погасла;
«Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука с––.
При гипотонусе голосовых складок |
При гипертонусе голосовых складок |
рекомендуется произнесение сонорных звуков «м», «н». Произнесение гласных, работать начинаем с того звука, где лучше смыкание (если щель в середине голосовых складок, начинаем с «и», «у»). Затем отрабатывается произнесение глухих взрывных согласных, при твёрдой атаке такое произнесение воспринимается на слух как «голосовой удар». При произнесении «п» должен быть щелчок, «т» произносится с напряжением кончика языка и нёба, звук «к» обеспечивается активностью корня языка. Толкательный метод Фрешельса, при котором произнесение слогов и слов сопровождается резкими отрывистыми движениями вниз или в стороны, разжиманием кулаков. Van Riper и Irwin (1958) рекомендуют внезапно начинать вокализацию, для чистоты звучания сильно напрячь мышцы живота, затем коротко, отрывисто произнести звук. Для повышения тонуса можно использовать различные голосовые упражнения, изменяющие привычные для обучающегося высоту и интенсивность голоса.
|
подготовительные упражнения для того, чтобы человек почувствовал разницу между напряжением и расслаблением: поднять руки, сжать кулаки, расслабить, опустить; напрячь шейные мышцы, расслабить, уронить голову. Некоторые авторы для снятия повышенного тонуса рекомендуют перед логопедическими занятиями использовать «жевательные упражнения» (по Фрешельсу). Основываясь на некотором подобии жевания и речь, автор рекомендует сочетать жевательные упражнения с одновременной подачей звука. Однако, нужно помнить, что для снятия напряжения следует применять комплексный медико-педагогический подход. Рекомендуется придыхательная фонация (как при произнесении слов «холм», «хата») – вырабатывается плавная воздушная струя при имитации «согревания» рук. Другой способ подачи звука: вокальные упражнения – распевание (а-а-а). Для закрепления кинестезий расслабленной гортани рекомендуется произносить тихим шёпотом на придыхательной атаке слоги «ххах», «ххох», держа у губ маленькое зеркало. При правильном выполнении зеркало запотевает. |
Режим молчания полезен при любом функциональном нарушении, так как способствует ослаблению патологических связей, что обеспечивает успешное формирование голосового стереотипа. Однако, полное ограничение трудно выдерживается, поэтому правильнее говорить об ограничительно-голосовом режиме. В первую очередь, ограничиваются разговоры по телефону. |
2. Совершенствование артикуляционно-резонаторной системы
Направления работы:
- настройка резонаторно-артикуляционной системы с помощью слуховых и вибрационных ощущений;
- укрепление резонаторно-артикуляционной системы;
- совершенствование системы резонирования звучания.
Занятия по развитию резонаторно–артикуляционной системы начинают с массажа или самомассажа. В зависимости от приёма проведения процедуры достигается расслабление или повышение тонуса мышц, участвующих в процессе речеобразования. Техника массажа традиционна, выбор приёмов зависит от состояния мышечного тонуса – при пониженном тонусе: поглаживание, разминание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание; при повышенном: поглаживание и лёгкая вибрация. Направления могут быть следующие:
а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,
б) от переносицы к околоушной впадине,
в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,
г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звуков «м», «н». При произнесении этих звуков обучающиеся добиваются ощущения вибрации крыльев носа, верхней губы и альвеолярного отростка.
Всем пациентам, у которых отмечается вялость артикуляции или, напротив, чрезмерное напряжение оральной мускулатуры, для укрепления артикуляторно-резонаторной системы рекомендуется артикуляционная гимнастика. Артикуляции придаётся важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.
Обычно артикуляционные упражнения подбираются из комплексов, развивающих подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба.
Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).
Примерные артикуляционные упражнения:
- Движения языка:
1) высовывание языка,
2) повороты его вправо-влево,
3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы
4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу,
5) «щёлкание» языком,
6) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т - к.
- Движения губ:
1) вытягивание губ вперед «трубочкой»,
2) складывание губ «кружочком»,
3) растягивание губ в стороны (улыбка),
4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (беззвучно).
- Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, неба, языка, губ.
- Произнесение звука а на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску (перед зеркалом, под счет).
- Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и – э – о – у– а – ы.
- Движение гортани и голосовых складок:
1) поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща,
2) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.
- Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):
Особое внимание уделяется отработке артикуляции гласных звуков. В начале тренировок это беззвучная артикуляция, затем шёпот, затем озвучивание артикулемы. Задания усложняются при последовательном переключении от одного артикуляционного уклада к другому: сначала попарное произнесение звуков, затем трезвучия, далее весь ряд гласных звуков. Темп выполнения задания постепенно ускоряется.
Произнесение двух гласных на одном выдохе:
А-О
А-Э
А-И
А-У
Произнесение трех гласных на одном выдохе:
А-О-У
А-Э-И
А-И-У
А-У-О
Произнесение всего ряда гласных на одном выдохе:
А-О-У-Э-И
А-Э-У-И-О
А-И-У-О-Э
А-У-О-Э-И
Для совершенствования ясного произношения или дикции отрабатывается произнесение различных согласных звуков.
Используется произнесение слоговых рядов из однотипных согласных звуков. Вначале отрабатывается прямой открытый слог: ба – бо – бу – бы – бэ
затем закрытый слог: баб – боб – буб – быб – бэб
слоги со стечением согласных: бра-бро-бру-брэ-бри и т.д. по алфавиту.
Слоговые ряды произносятся равноударно или с перемещением ударения поочерёдно на первый, второй и последующие слоги.
На этапе автоматизации в работу включаются простые и сложные скороговорки:
Мал мала меньше.
Не боится мельник шуму, им кормится.
Мама мылом Милу мыла.
Мимозы Мила маме купила.
Где, мед, там и мухи.
Мед в лесу медведь нашел — Мало меду, много пчел. (С. Маршак.)
Купи кипу пик. и т.д.
I.Развитие речевого слуха.
Речь и слух тесно связаны между собой, главным условием коррекции голоса является достаточная острота физического слуха.
К сформированным качествам фонематического слуха и восприятия относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса, изменение интонации (вопросительная, утвердительная, восклицательная), логическое ударение во фразе. Различают активный и пассивный фонематический слух и восприятие. Под пассивный понимают способность воспринимать звуки и интонационные фигуры, под активным – воспроизведение услышанного имитация.
Последовательность работы над развитием речевого слуха:
развитие слухового внимания;
- сравнение и сопоставление различных образцов (используются магнитофонные записи голоса больных);
- попытки воспроизведения;
- анализ собственного звучания;
- внутреннее проговаривание с опорой на эталонный образец логопеда;
- сопряжённое произнесение образца;
- достижение оптимального качества звучания в спонтанной речи на основе самоконтроля.
При гипертонусной дисфонии особенно эффективен метод «негативная практика», при котором сознательно подчёркиваются нежелательные качества звучания, затем сравниваются элементы правильной и патологической фонации, после чего обучающийся улавливает разницу при формировании нормального и патологичного голоса.
3. Формирование навыка правильного голосообразования.
Конечная цель – формирование мягкой атаки голосообразования и голосоведения при минимальном мышечном напряжении. Важно выбрать правильную тональность и интенсивность звучания для начала занятий.
При гипотонусе голосовых складок |
При гипертонусе голосовых складок |
Толкательный метод Фрешельса, при котором произнесение слогов и слов сопровождается резкими отрывистыми движениями вниз или в стороны. Традиционно применяются сонорные звуки «м» и «н» как базовые. Для начального этапа – твёрдая атака как при произнесении короткого взрывного согласного «П» («голосовой удар»). Произнесение закрытых слогов с глухими взрывными согласными (как, тот, тат, так и др.) Полезно включение вибранта (крак, крок, крук, крэк, крик). От слов переходим к фразам, важно сразу включать материал в форме диалога. Используем скороговорки, насыщенные нужными звуками. |
Придыхательная атака (как при произнесении слов «хата», «холм»); выработка плавной воздушной струи при имитации «согревания» рук; хорошие результаты при отработке вначале артикуляции гласных, затем – шёпотной фонации, затем – тихого звучания. Жевательные упражнения по Фрешельсу, произнося слоги: хмма-хнна, хммо-хнно, хммэ-хннз и т.д. Произнесение «м» в маску, затем прямые и закрытые слоги. Аналогично упражнения с фонемой «н», переход к односложным словам с этими звуками. Сначала по одному слову на выдохе, затем по два, три и т.д. Постепенно усложняют материал: двухсложные, трёхсложные слова и фразы, включающие из согласных только соноры и щелевые в прямых слогах. Затем вводятся глухие смычные (п, т, к), звонкие (б, д, г), позднее – мягкие варианты. Порядок отработки аналогичный. |
Закрепление полученных навыков проводят по общепринятой логопедической методике. Применяют приёмы сопряжённой, затем отражённой речи, отрабатывают однословный и развёрнутый ответы на вопросы, читают и пересказывают стихи и прозу. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей. Наиболее эффективная форма для отработки различных коммуникативных ситуаций – это диалог. Важен отбор тем и ситуаций общения, которые должны отвечать интересам обучающихся.
4. Автоматизация и закрепление полученных навыков.
Трудно провести резкую границу между II и III этапами логопедических занятий по восстановлению и развитию голоса у детей, так как автоматизация процесса голосообразования начинается уже на II этапе — выработке оптимального звучания голоса.
Основная задача III этапа — автоматизация и закрепление полученных навыков, расширение диапазона голоса.
Важно ввести голос в повседневную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.
Расширение диапазона звучания осуществляется по следующим направлениям:
- развитие силы голоса;
- развитие высоты голоса;
- развитие тембра голоса;
- совершенствование интонационной стороны и выразительности речи.
Для этого используются упражнения:
- произнесение различного по степени сложности речевого материала на шёпоте, тихим голосом, далее с постепенным усилением звучания;
- проговаривание тестовых заданий с постепенным изменение высоты;
- отработка вопросительной и утвердительной интонации в различных коммуникативных ситуациях;
- изменение темпа выполнения заданий.
Развитие темпо-ритмических модуляций проводят, сочетая движение и речь. Медленный темп выполнения движений сопровождается более плавным произнесением специально подобранных текстов, ускорение темпа движения сочетается с более быстрым проговариванием.
Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.
Примерный перечень упражнений:
1) Счет десятками с усилением и ослаблением, повышением и понижением звучания, убыстрением темпа речи.
2) Произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок с изменением высоты, силы, модуляции голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи (постепенным убыстрением темпа).
3) Разучивание стихотворных текстов с постепенным усложнением рифмы и удлинением фраз. Например:
чтение и разучивание басен И. А. Крылова, С. В. Михалкова в лицах с элементами драматизации;
чтение и пересказ русских народных сказок, литературных сказок в лицах, подражая голосам героев сказок: «Три медведя», «Три поросенка» и др;
чтение вслух стихотворений и текстов по выбору логопеда, пересказ прочитанного.
7) Свободный рассказ по заданной теме (времена года, явления природы и др.), составление рассказа по картинке, по серии картинок, придумывание необычной ситуации.