Главная | Контакты |
Логопед детям
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Логопед взрослым
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Психолог
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Развитие и обучение
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Логопед-коллегам
- Афазия и алалия
- Афазия. Нейропсихологический подход
- Дизартрия. Нейропсихологический подход
- Заикание. Нейропсихологический подход
- Дисграфия и дислексия. Нейропсихологический подход
- Алалия. Нейропсихологический подход
- Литература
- Курсы и семинары
- Логопедическое заключение
- Ринолалия
- ОНР
- Логопедический массаж
- Дыхание
- Аутизм
- Слух и зрение
- Особые дети
- Голос
- Дислалия
- Говорим правильно
- Дисграфия: занятия, диагностика, коррекция
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
Признаки нарушения слуха:
Родители глухих и тугоухих людей обычно не замечают, что их ребенок не слышит. Они обращаются к врачу, потому, что ребенок не говорит. Это происходит, когда ребенку уже около трех лет.
В таких случаях приходится обращаться к сурдопедагогу и очень много заниматься с ребенком, используя специальные приемы обучения. Ксожалению, часто у ребенка так и не получается хорошо говорить, но без специального обучения он вообще вырастет глухонемым. Глухой ребенок может научиться и говорить и понимать собеседника, основываясь не на слухе, а на зрении, на "чтении с губ". Но учиться этому лучше всего всамом раннем возрасте, во время игры в разговор. При этом полезно,чтобы мама использовала некоторые особые приемы, которым ее научит специалист.
Есть две причины, по которым родители не замечают, что их ребенок не слышит.
- Они думают, что если ребенок гулит или лепечет, значит он слышит;
- что если ребенок реагирует на громкие звуки, значит он слышит и все другие звуки.
В обоих случаях родители ошибаются.
И гуление и лепет отражают созревание тех схем в мозгу, которые управляют движениями. В данном случае это движения языка, губ, голосовых связок, небной занавески. Сначала работа этих схем никак не связана со слухом, хотя ребенок с нормальным слухом, естественно, слышит те звуки, которые он производит. Только когда ребенок достигает примерно девяти месяцев, характеристики его лепета начинают зависеть от того, что он слышит. Лепет глухого ребенка в возрасте старше девяти месяцев уже значительно отличается от лепета здорового ребенка. Однако это заметно специалисту и незаметно родителям, не знающим, на что надо обращать внимание.
Глухой ребенок не только гулит и лепечет. Его гуление и лепет увеличиваются, когда он общается с мамой. Более того, он, как и слышащий ребенок, знает процедуру разговора по очереди. В ответ на мамину улыбку и жест он тоже улыбается, совершает какие-то движения и произносит звук. Он не слышал звука, который произнесла мама, но он видел, как она двигала губами. В его мозгу есть такое правило, что надо не только улыбаться, двигать ручками и ножками, но еще и совершать комплекс речевых движений. Это правило, как и остальные, обеспечивающие разговор по очереди, заложены в его мозгу генетически. Он начинает их применять уже в первые минуты после рождения.
Однако у мамы создается впечатление, что ребенок с ней разговаривает, он слышал то, что она ему сказала.
Вторая ошибка связана с тем, что широкая публика просто ничего не знает о том, что существуют разные формы нарушения слуха. Например, ребенок с нейросенсорной тугоухостью может реагировать на громкие звуки, совсем так же, как ребенок с нормальным слухом.
Когда нужно быть особенно внимательным?
Если хотя бы на один из перечисленных вопросов вы ответили "да", вам нужно очень внимательно следить за слухом ребенка:
- Есть ли глухие с детства в роду матери или отца ребенка?
- Не болела ли мать краснухой или ветрянкой в первые месяцы беременности?
- Нет ли у младенца врожденных уродств лица или ушной раковины?
- Не ставили ли ребенку диагноз "энцефалопатия"?
- Не болел ли малыш сепсисом или менингитом?
- Не лечили ли его стрептомицином, неомицином, канамицином, мономицином, гентомицином или тетрамицином?
- Не болел ли младенец свинкой или отитом?
Точно оценить слух ребенка может только специалист. Для этого нужны специальные приборы. Без приборов можно заметить только довольно значительное нарушение слуха. Важно, что его легче заметить маме, которая постоянно находится с ребенком, чем педиатру, который видит ребенка в непривычной для него обстановке и в течение коротких интервалов времени.
Наблюдая за ребенком, вам следует ответить на ряд вопросов.
Приводимые вопросы взяты из буклета "Может ли слышать ваш ребенок",выпущенного в 1989 году в Новой Зеландии.
Шесть недель:
При громком неожиданном звуке ребенок:
вздрагивает или моргает
шевелится во сне
прекращает сосание на время
отрывается от сосания и оглядывается
начинает плакать
Когда вы говорите:
похоже, что замечает ваш голос
прекращает сосать или плакать
Три месяца:
моргает или начинает плакать в ответ на неожиданный шум
прекращает плакать или сосать, услышав ваш голос
просыпается или двигается во сне при громких звуках
гулит или улыбается, когда вы говорите
начинает смотреть в сторону, откуда раздался голос
похоже, что любит музыкальные игрушки
замирает (перестает двигаться), когда раздается новый звук
похоже, что узнает ваш голос
Шесть месяцев:
поворачивается в сторону звука или говорящего человека
улыбается, когда вы говорите
кричит (пугается) когда внезапно раздается шум
замирает (перестает двигаться) когда раздается новый звук
любит музыку
издает много разных звуков
Девять месяцев:
отвечает, когда его зовут по имени
осматривается кругом, пытается выяснить, откуда идет новый звук, даже если это тихий звук
понимает "нет", "нельзя"
слушает, когда говорят люди
любит подражать звукам
лепечет так, что лепет уже похож на настоящую речь
пытается отвечать вам, когда вы говорите
Двенадцать месяцев:
указывает по вашей просьбе на людей или предметы, с которыми он знаком
имитирует или повторяет простые слова и звуки
пытается говорить
понимает "иди сюда" и другие простые обращения
пользуется голосом, чтобы привлечь внимание
произносит одно-два слова
слушает, когда говорят люди
По рекомендациям новозеландских специалистов, если вы ответили "нет" больше, чем на два вопроса из списка (по возрасту вашего ребенка), вам стоит обратиться к врачу.
Если вы решили, что у вашего ребенка ослаблен слух, следует обратиться в центр раннего вмешательства к ЛОР-специалисту и в местную ассоциацию родителей.
Следует также помнить, что родители могут многое сделать, чтобы предотвратить возникновение нарушений слуха у своего ребенка (например,не допуская попаданий инородных предметов в уши ребенка, предпринимая меры профилактики возникновения отитов и соблюдая все предписания врачав случае, если ребенок все же заболел, избегая контакта ребенка с опасными антибиотиками).
Задержка психического развития при тяжелых нарушениях слуха
Задержка психического развития у глухих детей касается главным образом словесно-логического мышления, в то время как невербальные функции интеллекта развиваются, как правило, в обычные сроки. Первые усвоенные глухими детьми слова обладают чрезмерно широким смыслом и долго не приобретают значимости как средство общения. Только в течение первых лет обучения идет процесс увеличения словаря с постепенным сужением и уточнением значений слов. Однако еще длительное время дети испытывают затруднения в использовании слов в разных контекстах. Предметныеобозначения для них существеннее, чем более обобщенные, а понимание принадлежности одного и того же объекта или явления к разноаспектным обобщениям представляет для глухих значительную трудность. Все это затрудняет процесс перехода перцептивных действий в понятийныеоперации.
Ранние нарушения зрения:
Характер помощи, в которой нуждается ребенок с нарушенным зрением, совершенно различен при разных видах нарушений. Но во всех случаях действует правило, что эта помощь тем эффективнее, чем раньше ребенок ее получит.
Тяжелые нарушения встречаются, к счастью, достаточно редко. Не заметить их тоже трудно. Все же возможно, что слепота ребенка обнаружится поздно. Развитие слепого ребенка требует другой организации, чем развитие зрячего и от матери требуется не только любовь, но и определенные навыки.
Вот несколько самых распространенных примеров поведения здорового ребенка, доказывающих, что он видит:
- месячный ребенок внимательно смотрит в глаза наклонившегося к нему взрослого
- между ребенком и взрослым устанавливается зрительный контакт - первый шаг в развитии общения
- К двум месяцам ребенок не только смотрит в лицо взрослого, он улыбается взрослому. Выражение лица ребенка меняется под влиянием мимики взрослого.
- С трех месяцев ребенок начинает очень внимательно изучать свои руки. Он приближает их к глазам и двигает пальцами. Это необходимая стадия в отработке схемы "глаз - рука", созревающей в мозгу ребенка и обеспечивающей в дальнейшем использование зрительной информации в управлении движениями рук. У слепого ребенка эта схема, естественно, не работает. Создать у него навыки координированных действий двумя руками при манипуляции с предметами совершенно необходимо. Считается, что эту задачу нужно решать в том же возрасте, когда у здорового ребенка отрабатывается координация движений обеих рук, т. е. уже на первом году жизни.
- К пяти месяцам у здорового ребенка отрабатывается программа хватания увиденного предмета. Движение руки направлено на предмет. При приближении к предмету кисть руки раскрывается и поворачивается так, чтобы предмет удобно было схватить: в программе хватания используется разнообразная зрительная информация.
Допустим, что ребенок не выполняет описанных действий. Можно ли тогда сразу же утверждать, что он не видит? Очевидно, нет. Все эти действия достаточно сложные, в них участвует не только зрение. Но все же ребенка нужно в первую очередь показать офтальмологу, который решит, что делать дальше. Если офтальмолог решил, что ребенок не видит, не медлите! Сразу же обращайтесь к тифлопедагогу.
К подростковому периоду жизни у глухих детей часто наблюдаютсяреакции, обусловленные переживанием своего дефекта, ипохондрическиежалобы, но могут проявляться и наоборот, завышенная самооценка, чертыинфантилизма, наивности, повышенной внушаемости и недостаточнойсамостоятельности. При глухоте, вызванной органическим поражениемголовного мозга, возможны выраженные симптомы церебрастеническогосиндрома.Подробно смотри в разделе "Глухие и слабослышащие".
Задержка психического развития при тяжелых нарушениях зрения
В младенческом возрасте вследствие слепоты дети отстают в формировании общей моторики. Ограничение двигательной активности приводит к замедленному формированию пространственных представлений, развитию конструктивного мышления, наблюдается своеобразие речи и вербальногомышления. Дети могут обладать богатым словарным запасом, копируя речь взрослых людей, но при этом слова часто лишены конкретного содержания. Рассуждения нередко схоластичны, употребление понятий неадекватно.Такая задержка психического развития часто осложняется характерологическими особенностями и невротическими реакциями. Гиперопека с раннего возраста приводит к повышенной внушаемости, зависимости от мнения окружающих. В то же время часто обнаруживается обидчивость, замкнутость, чувство собственной ущербности, капризность, эгоистичность, склонность к самоанализу, патологическое фантазирование, тревожная мнительность. В некоторых случаях отмечаются опасение новых ситуаций, склонность к соблюдению жесткого порядка, доходящего до педантизма. Неудачи нередко вызывают невротические реакции и провоцируют патологическое формирование личности по истерическому, ипохондрическому и депрессивно-аутистическому типу.