Главная | Контакты |
Подарим детям радость полноценного общения! Новейшие методики, опыт и ответственность. |
Владение речью - это новое качество жизни! Избавиться от речевых проблем - это возможно! |
Прежде чем завладеть миром, научитесь владеть собой! Помощь и консультации. |
Для ваших детей - самые эффективные развивающие технологии! Учим учиться |
Наши услуги
- Давайте познакомимся
- Логопед (индивидуальные и групповые занятия)
- Психолог
- Английский язык
- Подготовка к школе
- Развивашки для самых маленьких
- Логопед-родителям
- Логопед-коллегам
- Это интересно
- Новости
- Ссылки
- Часто задаваемые вопросы
- Логопед-взрослым
- Тем, кто перенес инсульт
- У Вас заикание
- Поработаем с дикцией
- Речевой имидж
- Учимся правильно общаться
- Где можно проконсультироваться
- Самомассаж
- Как найти логопеда
- Статьи
- Словарь
- Контакты
- Мифы
Уважаемые пациенты и их родственники!
На практике очень редко встречаются чистые (истинные) формы афазий, особенности которых Вы найдёте как в литературе, так и на страницах этого сайта. Из этого следует, что восстанавливать речь больного по какому - то шаблону просто недопустимо, хотя, основные этапы всё - таки следует соблюдать.
Занятия по исправлению речи у взрослых больных принято называть восстановительным обучением, которое начинается сразу же при выходе больного из тяжелого состояния в острый период заболевания. При этом учитываются возможности пациента, вырабатывается установка на коррекцию речи. В начале продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут, затем продолжительность увеличивается, и достигает к концу острого периода заболевания ( как правило 21 день) 10 – 15 минут. Восстановительное обучение необходимо проводить в виде отдельных курсов по 1 – 2 месяца с частотой занятий не менее 2 раз в неделю с последующим перерывом на отдых (во время которого, как показывает опыт, также отмечается положительная динамика в речевой сфере пациента).
Л.С. Цветкова выделяет следующие факторы, влияющие на восстановление речевой функции:
- Этиология (причина) заболевания. Если афазия сохраняется более 2 недель - то для спонтанного восстановления шансов мало, необходимы занятия. Афазии, возникающие в результате черепно – мозговой травмы, имеют более благоприятный исход по сравнению с афазиями, возникшими при сосудистой патологии головного мозга.
- Обширность очага поражения.
- Исходная степень тяжести нарушений речи.
- Период от начала заболевания до первого обследования речи и начала занятий.
- Форма афазии. Хуже всего – тотальная афазия (не понимает, не говорит). При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной афазии.
- Доминантность по руке. У левшей симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и выраженным.
- Возраст. Мнения ученых разноречивы. Возраст не является единственной причиной, а входит в комплекс других неблагоприятных факторов, который отягчает динамику восстановления.
А.Р. Лурия считал, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия у больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием поражения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг.
Период до 6-12 месяцев от начала заболевания считается самым благоприятным (речь восстанавливается более быстрыми темпами).
Эфферентная моторная афазия.
Проблемы: трудности начала фразы, не переключиться со слога на слог (инертность), с одного слова на другое (зависит от степени тяжести нарушений речи). Напоминает заикание.
Цель: преодолеть инертность в речевом процессе.
Способы:
- медленное, напевное, протяжное произнесение счета 1 – 10, дней недели, фраз, бытовой речи отстукивание ритма рукой;
- заканчивание фразы нужным словом (договаривание пословиц, поговорок);
- пересчет предметов, затем с опорой на числа;
- игры: лото, шашки, шахматы, конструкторы, игральные карты;
- выделение отдельного слова из ряда, например любой одной цифры при счете до 10 – ти;
- метод противопоставлений (черный – белый и т.п.). Одно слово говорит родственник, другое – пациент;
- вербализация действий (больной пытается проговорить что он делает);
- приём письма и чтения.
Афферентная моторная афазия.
Проблемы: нарушение артикуляционных укладов, поисковые реакции губ, языка в момент произнесения.
Цель: восстановление артикуляции.
Способы:
- чтение стихов, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма фраз;
- рисование;
- классификация предметов по выделенным признакам;
- игры: лото, домино, шахматы, шашки, предметное лото;
- счет 1 – 10, дней недели,
- на начальных стадиях письмо и чтение не подключаются, а лишь на более поздних – производится работа по выделению звукобуквенного состава слов.
Динамическая афазия.
Проблемы: отсутствие активной, продуктивной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов. Короткая, рубленая фраза. Длительная пауза между словами. Сохранно повторение, называние, понимание речи, письмо и чтение.
Цель: исправить дефекты внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы, восстановление программирования высказывания.
Способы:
- ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
- прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да» , «нет»;
- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
- раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету;
- раскладывание подписей под картинками;
- чтение хорошо знакомых слов и фраз;
- накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом;
- чтение и пересказ текстов (при наличии возможности);
- «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
- составление поздравительных открыток, писем и т.д..
Сенсорная афазия.
Проблемы: нарушение понимания речи, наличие в речи обилия бессмысленных слов (логоррея), нарушение контроля за собственной речью.
Цель: восстановление понимания обращенной речи и устной речи, нарушенной вторично.
Способы:
- показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям и другим признакам;
- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;
- показ частей тела на картинке и у себя;
- выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
- ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
- выполнение простых устных инструкций;
- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
- письмо слов, слогов и букв по памяти;
- «озвученное чтение» отдельных букв слогов и слов;
- дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
- заполнение пропусков во фразах;
- письмо под диктовку слов и простых фраз;
- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов по плану и без плана;
- чтение развёрнутых текстов , различных шрифтов.
Акустико – мнестическая афазия.
Проблемы: сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.
Цель: восстановление зрительных предметных образов и связи их со словом, увеличение объема восприятия.
Способы:
- показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
- показ частей тела по тому же принципу;
- выполнение 2-3 звеньевых устных инструкций;
- прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов;
- письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
- чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти); повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;
- заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;
- повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;
- составление устно предложений по опорным словам;
- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
- смысловое обыгрывание слов в контекстах;
- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов сначала по подробному плану, затем - по свёрнутому, затем - без плана;
- развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.
Семантическая афазия.
Проблемы: нарушено понимание логико – грамматических конструкций (передают систему отношений слов, например «отец брата или брат отца»), понимание отдельных слов – сохранно.
Цель: преодоление дефектов восприятия предметов в пространстве, восприятия «левого» и «правого».
Способы:
- схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
- изображение плана пути, комнаты;
- конструирование по образцу, по словесному заданию;
- работа с географической картой, с часами.
- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
- составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.
- составление предложений с заданными союзами.
- изложения, сочинения;
- импровизация на заданную тему;
- толкование сложных по смысловой структуре слов.
Амнестическая афазия.
Проблемы: нарушение номинативной функции речи (называния предметов), дефекты выбора нужного слова из всплывающих альтернатив.
Цель: расширение активного словаря, восстановление восприятия образов – представлений в зрительной сфере.
Способы:
- вычленение существенных признаков предметов (объектов, явлений);
- показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
- показ частей тела по тому же принципу;
- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
- смысловое обыгрывание слов в контекстах;
- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова.
Глотание – сложный процесс, включающий в себя функционирование различных групп мышц и черепно-мозговых нервов.
Под термином глотание понимают процесс, включающий попадание пищи в рот, оральную и фарингеальную стадии глотания до момента попадания ее в пищевод через крикофарингеальное соединение.
Нарушение глотания.
Дисфагия – термин, который обозначает любое затруднение или дискомфорт в продвижении пищи из полости рта в желудок и является общим названием расстройств акта глотания. Сюда относят невозможность сделать глоток, нарушение движения пищевого комка в глотке и по пищеводу, а также неприятное ощущение, связанное с задержкой пищи.
Симптоматика нарушений глотания индивидуальна у каждого больного и может включать: слабость мускулатуры полости рта, ограничение движений языка, невозможность сформировать пищевой комок, слюнотечение, задержку пиши в полости рта, замедление начала глотательного рефлекса, попадание глотаемой пищи в нос, попёрхивание.
Осложнения дисфагии: аспирация (проникновение пищи в дыхательные пути), пневмония, истощение, обезвоживание, нарушение дыхания.
Упражнения для восстановления глотания
1. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук "Г" пять раз. Отдохнуть. Повторить несколько раз.
2. Поочерёдно повторять звуки "И - У". Глоточные мышцы должны напрягаться.
3. Крепко держите кончик языка зубами и сделайте глотательное движение (Вы почувствуете напряжение в горле и затруднение с началом глотания).
4. Зевнуть с широко раскрытым ртом, с шумом втягивая воздух.
5. Имитация рвотных движений.
6. Имитация жевания.
7. При возможности: глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т.п.; или просто имитация глотательных движений. ВНИМАНИЕ! Выполнять упражнение только после консультации со специалистом по глотанию .
8. Храпение на вдохе и на выдохе (подражание спящему).
9. Твёрдое произнесение гласных звуков А, Э, И, О, У.
10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И - А, И - А.... . (звук И отделяется от А паузой).
Примечание: Нет необходимости применять весь комплекс упражнений для одного пациента. Выбор зависит от степени выраженности нарушений глотания, от возможностей больного. Отбор производит специалист. Упражнения противопоказаны при тяжелом общем состоянии, повышенной температуре тела, повышенном артериальном давлении, утомлении пациента.
Советы родственникам
Инсульт или черепно – мозговая травма нередко приводят к нарушениям речи.
После острого поражения головного мозга больной может начать испытывать затруднения в выражении своих мыслей, а иногда и с трудом понимать речь других людей, хотя слух у него остается сохранным. В таких случаях чаще всего больному ставят диагноз «афазия».
В других случаях речь больного становится невнятной, «смазанной», однако больной правильно выражает свои мысли и строит предложения, полностью понимая обращенные к нему фразы. Тогда у больного диагностируют «дизартрию».
Помощь по восстановлению речи у больных с афазиями, развившимся после острого поражения головного мозга, оказывает логопед - афазиолог. Существует несколько типов афазий, и для каждой из них – свои программы логопедической помощи.
Вероятность восстановления речи выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи, консультирующимися у профессионала. Родственники пациента могут существенно помочь ему в восстановлении речи. Однако их активность должна контролироваться специалистом, поскольку некоторые задания в ряде случаев могут вызвать ухудшение речевых функций вместо их улучшения.
Когда консультация логопеда по каким – то причинам недоступна, рекомендуется выполнять с больным лишь самые несложные упражнения, способствующие восстановлению речи. А именно:
1. вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:
- конструирование кубиков, складывание пазpлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д..
- игра в лото, домино, карты.
- раскладывание серийных картинок, сюжетов.
2. давать задания, предполагающие понимание речи:
- показ частей тела,
- показ предметов, действий на картинках,
- выполнение простых инструкций.
3. стимулировать простые диалоги, требующие ответы одним – двумя словами или жестом.
4. стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как :
- раскладывание подписей под картинками,
- работа с предметным лото,
- называние (или выбор из предложенных) цифр, букв,
- запись под диктовку (или выбор из предложенных) цифр, букв,
- письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.
Важно также научить больного самостоятельно регулировать объем и скорость поступления информации от окружающих его людей.
Ограничивая поступления избыточных для него сведений, больной получает возможность лучше осмысливать важные для него сообщения и защищать себя от информационной перегрузки. Например, при затруднении в понимании обращенной речи пациенту рекомендуется тотчас же обратиться к собеседнику с просьбой такого рода (если это возможно):
«Пожалуйста, скажите это другими словами»,
«Пожалуйста, говорите чуть медленнее»,
«Пожалуйста, повторите это еще раз»,
«Позвольте мне немного подумать об этом»,
«Могли бы вы написать сказанное?» и т.д..
Советы родственникам больного, страдающего афазией.
Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.
В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
Больной с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (к жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с этим, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».
Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей.
Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие ученые) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.
Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», т.е. ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать больного к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать его к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширить.
Задача родственников заключается не только в том, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь оказывает логопед), но и в том, чтобы поддержать желание пациента к речевому общению.